Источники международного гуманитарного права

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

§ 4. Соотношение МГП с другими отраслями международного публичного права

   Неотъемлемой частью системы международного (публичного) права являются отрасли и институты. Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений. Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений. Однако какая-либо общепризнанная, официальная система отраслей и институтов отсутствует. В международном (публичном) праве считаются устоявшимися порядка 16 отраслей. Они классифицируются как по основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Формирование каждой отрасли занимает достаточно длительный период общественного развития, имеет свою источниковую базу, регулирует определенный круг общественных отношений, которые в силу своей значимости дифференцируются от других и представляют цивилизационный интерес. Вместе с тем при осуществлении правового регулирования нормы различных отраслей международного права «пересекаются». «Взаимопроникновение» отраслей международного права, по мнению С.В. Черниченко, объясняет объединение определенных норм международного права, принадлежащих к различным отраслям, в качестве предмета исследования. В таком контексте речь идет о соотношении норм МГП с нормами других отраслей международного публичного права, их взаимодополняемости в условиях действия в различных ситуациях. Субъектами всех отраслей международного права являются: первичными – государства, народы и нации, борющиеся за самоопределение; производными – международные межправительственные организации; участниками отдельных видов международно-правовых отношений – правительство в изгнании (эмиграции), восставшая нация и воюющая нация (см. приложение 6).

История и имена

В истории среди известных личностей впервые о гуманитарном праве, праве войны высказался в своих трудах Пеннафорт. Этот мыслитель родился в 1180-м, скончался в 1275-м. Размышляя по обозначенному вопросу, он заключил, что приемлемое основание для войны – необходимость вернуть себе то, что по закону есть в собственности. Второе допустимое основание – необходимость оборонять свою страну. Иных причин для военного конфликта быть не может. Пеннафорт также определил 4 критерия, которые можно использовать, анализируя войну. Так, называть войной можно лишь то, что ведется светской властью, что имеет своей основной целью мир, что объявляется правителем. Четвертый критерий посвящен ограничению: война, как высказался Пеннафорт, не может развязываться для преследования или с целью отомстить, но лишь является попыткой разрешить правовой спор.

Любопытный труд, во многом также ставший историческим источником гуманитарного права, – изданная в 1488-м книга за авторством Пизанской. Материал посвящен подвигам рыцарей и воинов. В нем автор отмечала, какова допустимая база для развязывания военного конфликта. Она указывала на возможность начала войны из-за нарушения прав, при необходимости сопротивляться неким действиям, ущемляющим жителей государства и саму державу. Основанием может выступать необходимость вернуть себе земли, которые незаконно захватил противник.

Происхождение международного гуманитарного права

Своими истоками оно уходит в период зарождения первых цивилизаций. Всегда глобальные воины или небольшие вооруженные конфликты подчинялись определенным правилами и обычаям.

Постепенно начали появляться двухсторонние соглашения между странами. Подписывались такие договоры уже после сражений. Затем само государство издавало небольшой список правил, предназначенный для своих вооруженных сил, в котором прописывало правила ведения битв и правильное поведение на поле боя.

Все нормы, прописанные в соглашениях, были ограниченны во времени, т.е. распространялись на одну битву или на конкретную войну, а затем они теряли свою силу. В течение времени эти правила подвергались трансформации в зависимости от эпохи, нравов и места проведения военных конфликтов.

Со временем правила решили упорядочить, систематизировать. Начало кодификации приходится на первую половину девятнадцатого века. Итогом этого стала Женевская Конвенция 1864 года, которую подписали 16 государств. В ней регулировалось положение раненых и больных солдат. Данный международный договор направлен на улучшение их позицию во время ведения военных конфликтов.

Постепенно они дополнялись, основываясь на практическом опыте ведения войны других государств. Эти правовые нормы помогают максимально уменьшить урон от военных действий и соблюдать права людей, не участвующих в сражениях.

Многие государства принимали активное участие в дополнение этих правил, их развитии. Благодаря этому сейчас международное право войны можно назвать универсальным для всех стран.

О принципах

Как и характерные любой другой юридической науке, принципы гуманитарного права – это четкая иерархическая структура. Трактовка принципов различна. Тункин говорит о них как максимально общих нормах межгосударственного права. Лукашук определяет принципы как базу правового порядка на межгосударственном уровне. Принципы называют критериями законности и говорят об обязанном наличии предпосылок для их формирования в истории. Фердросс, говоривший о принципах прав, обусловленных войной, считал основными три. Действия конфликтующих могут быть лишь против военных. Методики, избыточно вредящие и приносящие боль, нужно запретить. Коварные способы борьбы необходимо исключить, так как они противоречат воинской чести.

Лаутернах говорит о принципах гуманитарного права как необходимости, гуманности и рыцарстве. Первое предполагает использование только таких средств, которые нужны для покорения противостоящей стороны. Гуманность означает выбор средств, которых достаточно (но не сверх меры), а последнее требует проявлять уважение к противнику и быть благородным.

Общие принципы права и международное обычное право.

Общие принципы права имеют особое значение для права, регулирующего такой сложный феномен, как вооруженный конфликт.

В современной формулировке оговорки Мартенса, содержащейся в Дополнительном протоколе I, подчеркивается, что в случаях, не предусмотренных конкретными положениями международного права, «гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ст. 1.2). Ссылаясь на заявление, сделанное в Деле о канале Корфу, в своем решении 1986 года по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа (Никарагуа против США) Международный суд отмечает, что общая статья 3 отражает «элементарные соображения гуманности» (п. 218). Таким образом, оговорку Мартенса можно понимать как общепринятое выражение принципа гуманности, адаптированного к условиям войны.

Принцип пропорциональности (соразмерности) и принцип проведения различия особенно актуальны для регулирования применения силы в вооруженном конфликте. Согласно принципу пропорциональности, сила, используемая для достижения определенной законной цели, должна быть пропорциональна военному значению данной цели. Другими словами, следует воздержаться от нападения, «которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить» (ст. 57.2.a.iii Дополнительного протокола I). Часто неизбежные попутные потери среди гражданского населения или ущерб гражданским объектам должны оставаться в разумном соотношении с военным преимуществом, ожидаемом при достижении цели операции. Соответственно, военному командованию всегда приходится соизмерять предполагаемые военные результаты с интересами гражданских лиц, затронутых запланированными военными действиями.

Принцип проведения различия требует, чтобы стороны вооруженного конфликта всегда проводили различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданским населением и гражданскими объектами – с другой. Статья 48 Дополнительного протокола I кодифицирует данную норму, а последующие статьи (ст. 49–60) раскрывают ее содержание. Наконец, в статье 52.2 впервые в истории международного гуманитарного права дается определение понятия «военных объектов».

Еще в 1868 году в Санкт-Петербургской декларации получает осуждение использование оружия, которое «без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя». Статья 35.2 Протокола I дала этому важнейшему принципу международного гуманитарного права новую формулировку, запретив «применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания». Международный суд в своем Консультативном заключении по ядерному оружию от 1996 года отнес данные положения к числу «незыблемых принципов международного обычного права» (п. 79).

Согласно Международному Суду, международное обычное право играет решающую роль в качестве независимого источника правовых норм, применимых в области международного гуманитарного права (Консультативное заключение по ядерному оружию, п. 75). Недавно опубликованное исследование МККК определило нормы, которые, по его мнению, должны рассматриваться как обычное право, то есть нормы, применимые в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Хотя исследование не претендует на официальную кодификацию норм международного обычного права, в его перечне подробно отражена сложившаяся практика, подкрепленная opinio juris. Один из его основных выводов заключается в том, что важнейший источник международных норм, регулирующих ведение военных действий, носит обычно-правовой характер. Более того, эти обычные нормы применяются в равной степени и к международным, и к немеждународным вооруженным конфликтам, тем самым заполняя пробелы плохо кодифицированного письменного свода законов, применимых во внутригосударственных вооруженных столкновениях.

Теория и ее прочтение

Мбатна, формулируя суть МГП, предлагает оценивать это явление как право на конфликт с оружием, право человека, а также межгосударственные нормы права, посвященные ограничению ряда типов вооружения, запрету на применение некоторых разновидностей. Сюда же включены нормативы, которыми регламентируют разоружение.

Блищенко раскрывает понятие международного гуманитарного права через описание составных элементов. МГП в таком прочтении – совокупность правовых межгосударственных нормативов, которыми определены человеческие свободы, права в мирной обстановке. Сюда относится комплекс норм, которыми соблюдаются базовые свободы, права личности в войне. Третий компонент – нормативы права, ограничивающие, запрещающие использование и изготовление конкретных типов вооружения.

Некоторые юристы трактуют МГП как элемент прав человека, определенных Гаагской конвенцией прав или как элемент норм, обусловленных документами, подписанными в Женеве. У Робертсона МГП трактуется как часть человеческих прав, которые по своей сути – база гуманитарного права. МГП и человеческие права плотно связаны, но преимущественно правоведами относятся к разным отраслям межгосударственного права. Взаимная связь элементов обусловлена объектом применения норм, то есть человеком. Одновременно нужно учитывать, что в разных условиях требования и ожидания различны. В мирное время нужно защитить персону от властного произвола, в военный период – снизить вред от конфликта. Соответственно, разумно говорить о двух вариантах права: для мирного и военного времени. Таковые закреплены разной документацией, принятой на международном уровне. Время подписания документов, их наполнение сильно отличаются.

Применение международного права вооруженных конфликтов

Это право применяется только в период ведения военных действий, в нем никак не регулируются внутригосударственные проблемы, связанные с насильственными действиями и различными противоречиями. Международное право военных конфликтов действует во время войны и охватывает одинаково стороны, участвующие в войне, независимо от того, кто начал вооруженные действия.

В Женевской конвенции указаны два типа вооруженных конфликтов:

  • международный;
  • внутригосударственный.

К первому типу относятся конфликты, в которых участвуют минимум два государства. Такие ситуации регулируются большим сводом правил, прописанных в Женевской Конвенции и дополнительных правовых актах.

Ко второму типу относятся конфликты, в которых участвует всего лишь одно государство, привлекая только свои вооруженные силы. Противостоят они внутреннему врагу в виде различных вооруженных отрядов. Их действия регулируются меньшим сводом правил, закрепленных в ст.3 Женевских Конвенций.

Стоит отметить большую разницу между международным правом войны и правами человека. Конечно, у них есть схожие нормы, ограждающие свободы людей от противозаконных вмешательств, но права человека действуют только в мирное время, а право вооруженных конфликтов исключительно в военное.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Ограничение методов и средств при ведении военных действий

Нормативно-правовые акты международного права войны запрещают применять оружие массового поражение, т.е. то, которое может причинить вред неопределенному кругу лиц, в том числе и мирному населению. Нельзя применять оружие, которое причиняет комбатанту сильные страдания. Установлен запрет на применение средств, которые способны нанести ущерб окружающей среде.

Таким образом, запрещено использовать:

  • разрывные пули;
  • химическое и биологическое оружие;
  • лазерное ослепляющее оружие
  • противопехотные мины.

Во время ведения боевых действий разрешено применение военных летательных аппаратов. При условии, что авиацию не будут использовать для уничтожения жилых домов, больниц и госпиталей.

Запрещено подвергать обстрелу города и небольшие населенные пункты, которые не имеют возможности защищаться, в них отсутствуют военные базы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector