Об обороне (с изменениями на 27 декабря 2019 года)

Положение о территориальной обороне российской федерации

Такая война выходит за рамки традиционных представлений о ней, приобретая комбинированный характер, превращаясь в запутанный клубок политических интриг, ожесточенной борьбы за ресурсы и финансовые потоки, непримиримых цивилизационных столкновений. В ход пускаются все возможные средства, стороны прибегают к любым, самым бесчестным способам и приемам действий – как силовым, так и несиловым». Не менее интересные выводы можно встретить и в материалах некоторых других отечественных исследователей.
Однако даже поверхностный анализ публикаций в отечественных СМИ на тему войн будущего свидетельствует о системном недостатке, сложившемся в военной науке.

Территориальная оборона в современных условиях

Так, в начале 2000-х годов автор этих строк работал над основами теории перспективных форм и способов ведения военных действий. Полученные результаты свидетельствовали: активная наработка вероятным противником новых сложных форм и способов ведения современных военных действий требует аналогичных изменений в теории и практике организации и ведения боевых действий не только на фронте, но и в рамках территориальной обороны. Ведь полем боя становилась вся страна. Сегодня операции получили новое содержание, изначально предполагающее проведение быстрых и решительных маневров не только на флангах, но и в глубоком тылу противника.

Вооруженные силы

Основной инструмент обеспечения обороны в России — вооруженные силы. Они применяются для:

  • отражения агрессии;
  • вооруженной защиты целостности страны.

В 2009 году в закон были добавлены условия использования российских военных за рубежом (по решению президента с согласия Совета Федерации):

  • для отражения атаки на российских военных за рубежом;
  • для защиты россиян за рубежом от вооруженного нападения;
  • для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство (по его просьбе);
  • для борьбы с пиратством.

Вооруженные силы создаются из призывников (только россиян) и контрактников (и россиян, и иностранцев), а также гражданского персонала. Руководит вооруженными силами президент России, а непосредственным управлением занимается министерство обороны. Соблюдение законности в войсках обеспечивают военная прокуратура, военные суды и созданная в 2011 году военная полиция. Военная полиция также следит за соблюдением правопорядка и воинской дисциплины и, в отличие от независимых прокуратуры и судов, находится в подчинении министра обороны.

Кроме того, к обеспечению обороны могут привлекаться национальная гвардия, спасатели и представители специальных органов.

Создание незаконных вооруженных организаций — организаций, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо предполагающих военную службу — в России запрещено.

Положение о территориальной обороне российской федерации 01 07 2014

Председатель комиссии: определяет сроки, порядок проведения заседания комиссии и вопросы повестки дня; распределяет обязанности между членами комиссии и дает им поручения. 8.

Секретарь комиссии: обеспечивает подготовку проведения заседаний комиссии; информирует членов комиссии о дате, времени и месте заседания; ведет протокол заседания, обеспечивает учет и хранение материалов заседаний. 9.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии.

10. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области.

Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс.

км. В настоящее время в нашей стране нет войск, сил и средств и иных структур, специально подготовленных для территориальной обороны и обороны памятников искусства и мастерских деятелей искусств http://bagetmaster.com.ua/ .

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г.

N 177 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г.

N 177

«Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации»

1 июня, 24 октября 2019 г.

В целях оптимизации управления Вооруженными Силами Российской Федерации, совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области обороны постановляю: 1.

Утвердить прилагаемое о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации. 2.

Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при осуществлении своей деятельности руководствоваться , утвержденным настоящим Указом.

3. Признать утратившими силу: Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г.

N 901

«Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3840); Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г.

advant24.ru

К тому же у нас недостаточно разработана и нормативно-правовая база по территориальной обороне. Со времени провозглашения Российской Федерации как суверенного государства по существу не было создано ни одной базовой теоретической разработки в области территориальной обороны.

«Наставление по территориальной обороне», д е й с т в о в а в ш е е в советский период, утратило свою силу и упразднено, а разработанные позже нормативные документы не предполагают принципиально новых решений существующих проблем. км. В настоящее время в нашей

Система обороны

Система обороны включает:

  • законодательную основу, прежде всего конституцию и Федеральный закон «Об обороне» (1996 года, заменил одноименный закон 1992 года);
  • вооруженные силы, национальную гвардию и другие силовые формирования;
  • граждан и военно-транспортную обязанность любых собственников транспортных средств;
  • оборонное планирование, в том числе выработку военной доктрины и плана обороны, мобилизационную подготовку и создание материальных резервов;
  • международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны.

Основные полномочия по организации обороны государства сосредоточены в руках президента, как верховного главнокомандующего. Он руководит вооруженными силами, утверждает военную доктрину и план обороны, вводит военное положение, объявляет мобилизацию и отдает приказ о начале военных действий.

Положение о территориальной обороне российской федерации 01 07 2014 482

Председатель комиссии: определяет сроки, порядок проведения заседания комиссии и вопросы повестки дня; распределяет обязанности между членами комиссии и дает им поручения. 8. Секретарь комиссии: обеспечивает подготовку проведения заседаний комиссии; информирует членов комиссии о дате, времени и месте заседания; ведет протокол заседания, обеспечивает учет и хранение материалов заседаний. 9. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии.

10. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км. В настоящее время в нашей стране нет войск, сил и средств и иных структур, специально подготовленных для территориальной обороны и обороны памятников искусства и мастерских деятелей искусств http://bagetmaster.com.ua/ .

А между тем, в отличие от Российской Федерации такие войска уже давно созданы во многих государствах мира. Они выполняют свойственные им задачи, но не в обычных условиях: им назначаются не полосы, а ответственные районы (сектора) территориальной обороны, нередко больших размеров.

Целями действий общевойсковых воинских частей и подразделений при борьбе с диверсионнотеррористическими группами являются подвижные, часто малоразмерные, хорошо замаскированные объекты — это могут быть и десанты, а также отряды местных иррегулярных вооруженных формирований. Такие объекты, так же как и объекты на коммуникациях, могут располагаться на значительном удалении друг от друга, что обусловливает необходимость действий войск по отдельным направлениям, затрудняет их управление и взаимодействие.

Наступление и оборона, как основные виды действий в общевойсковом бою, при борьбе с диверсионно-террористическими группами не подходят.

Голуби и вестовые не обеспечивали устойчивую связь с основными силами. Поэтому командующий армией не мог «разбрасываться» по театру военных действий своими войсками.

Журнал «Оборона России»

Ежемесячный журнал «Оборона России» — официальный печатный орган Военно-промышленной комиссии, выходит с октября 2008 года.

На страницах издания освещается деятельность Военно-промышленной комиссии при Правительстве России, публикуются материалы по вопросам, связанным с оборонно-промышленным комплексом России, зарубежных стран, статьи руководителей ведомств оборонно-промышленного комплекса, крупнейших предприятий, интервью командующих видами Вооружённых сил России, научно-аналитические статьи экспертов, материалы по истории создания отечественного оборонного комплекса и так далее.

Тираж — 15 тыс. экземпляров, периодичность — 12 выпусков в год, распространяется через подписные агентства, генеральный директор — Ирина Кирина.

Формирование батальонов территориальной обороны

19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о создании оперативных штабов при областных государственных администрациях пограничных областей Украины. 30 марта 2014 года и. о. президента Украины А. В. Турчинов поручил руководителям областных администраций начать создание батальонов территориальной обороны в каждой области Украины.

Всего было запланировано создание 27 батальонов территориальной обороны.

Основными задачами батальонов были заявлены участие в охране государственной границы, охрана стратегических и особо важных объектов и обеспечение деятельности органов государственной власти. Предусматривалось, что созданные батальоны будут находиться в подчинении Генерального штаба и «председателей областных государственных администраций, на территории которых создаются батальоны».

30 апреля 2014 было принято официальное решение возложить функции создания батальонов территориальной обороны в каждой области Украины на областные военные комиссариаты.

Хотя в украинских средствах массовой информации батальоны территориальной обороны называют «добровольческими батальонами», эта информация не вполне соответствует действительности. Только отдельные батальоны (11-й батальон территориальной обороны Киевской области, 20-й батальон территориальной обороны Днепропетровской области и 24-й батальон территориальной обороны «Айдар») состоят из идейно и идеологически мотивированного личного состава, значительную часть личного состава остальных батальонов составляют призванные по мобилизации.

К маю 2014 года специалистами вооружённых сил Украины было установлено, что программа подготовки личного состава территориальных батальонов слабо соответствует организационно-штатной структуре подразделения, имеющейся в подразделении технике и штатному вооружению, содержит иные недостатки и потому требует изменения.

18 июня 2014 министр обороны Украины М. В. Коваль сообщил о том, что все батальоны территориальной обороны, участвующие в «антитеррористической операции» на юго-востоке Украины, переходят в оперативное подчинение руководству АТО.

В период до начала сентября 2014 года были подписаны документы на создание 31 батальона территориальной обороны. Батальоны, сформированные в период до начала сентября 2014 года представляли собой легкопехотные батальоны штатной численностью 426 человек, вооружённые лёгким пехотным оружием. Уровень обеспеченности вооружением, техникой и снаряжением различных батальонов был неодинаков.

В дальнейшем, формирование батальонов было продолжено в соответствии с новыми штатами.

  • так, 12 августа 2014 года было объявлено о создании 43-го батальона территориальной обороны. В отличие от ранее сформированных батальонов территориальной обороны, 43-й батальон был сформирован по новым стандартам (штатная численность личного состава была увеличена до 539 военнослужащих).
  • в состав 44-го батальона территориальной обороны, о создании которого было объявлено в начале сентября 2014 года, предполагалось включить танковую роту из 10 танков

Помимо средств министерства обороны Украины, для обеспечения потребностей батальонов территориальной обороны использовались средства областных бюджетов, а также внебюджетные средства.

Осенью 2014 года началось преобразование батальонов территориальной обороны в мотопехотные батальоны.

Войска выходного дня

Поляки создают свои силы, аналогичные белорусским, заметно медленнее.

Также по теме


Переоценка прошлого: почему Польша снова требует от Германии выплаты репараций

Председатель правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский в очередной раз заявил о намерении Польши…

В мае, принимая военную присягу у бойцов первых подразделений территориальной обороны, министр обороны республики Антони Мачеревич заявил, что к 2019 году численность войск территориальной обороны Польши должна достичь 53 тыс. человек, которые будут объединены в 17 бригад. При этом он заметил, что желающих служить в территориальной обороне достаточно.

«Думаю, что этот план удастся реализовать, — об этом говорит наплыв желающих. Отсев небольшой. Как мне докладывают, не более одной десятой желающих отсеивают по состоянию здоровья», — рассказал Мачеревич журналистам.

Польское военное ведомство предполагает, что военнослужащие территориальной обороны «будут взаимодействовать с оперативными войсками в случае угрозы безопасности государства, проводить самостоятельные боевые и спасательные действия в случае, например, стихийных бедствий, а также обязаны быть способными к осуществлению антикризисных и антитеррористических мер».

  • Недалеко от города Миньск-Мазовецки прошли учения по территориальной обороне, организованные польской ассоциацией стрелков Strzelec
  • Reuters

За полгода до этого директор Политического кабинета Министерства национальной обороны Польши Бартоломей Мищевич в ходе XXIV Международного салона оборонной промышленности в Кельцах рассказывал: «Территориальная оборона (ТО) будет пятым видом Вооружённых сил Польской Республики, а не добровольным формированием, как в случае с пожарной охраной. К выбору такой модели территориальной обороны нас подтолкнули источники потенциальной угрозы. Сегодня Польша формирует территориальную оборону по принципу гибридных боевых действий. Мы взаимодействуем с Национальной гвардией штата Иллинойс США».

Также по теме


На учениях НАТО в Польше отработали тактику противовоздушной обороны

Войска НАТО отработали приёмы и методы противовоздушной обороны на учениях «Дракон-17» в польском городе Устка. В манёврах принимают…

Тем не менее польская территориальная оборона — это не профессиональная армия, а скорее попытка перенять американский пример в виде Национальной гвардии, приспособленной для решения задач внутреннего характера (беспорядки в стране, стихийные бедствия и т. п.).

Сейчас созданы три бригады: Подляшская, Люблинская и Прикарпатская, в которые записались 8 тыс. человек. Из них 4,5 тыс. уже приступили к службе.

В дальнейшем каждая из бригад польской территориальной обороны будет насчитывать 3 тыс. человек.

Впрочем, понятие «служба» в данном случае достаточно условное.

С другой стороны, нужно признать: подготовке «территориальных» солдат в Польше уделяется больше времени, чем в Белоруссии, где «территориалов» призывают на сборы от силы раз в год. В Польше добровольцы получают по €116 в месяц от Министерства обороны и обязаны посвящать военной подготовке не менее месяца на протяжении года.

Перечень батальонов территориальной обороны

  • 1-й батальон территориальной обороны «Волынь» Волынской области
  • 2-й батальон территориальной обороны «Горынь» Ровенской области
  • 3-й батальон территориальной обороны «Воля» Львовской области
  • 4-й батальон территориальной обороны Закарпатской области
  • 5-й батальон территориальной обороны Ивано-Франковской области (расформирован в январе 2015)
  • 6-й батальон территориальной обороны «Збруч» Тернопольской области
  • 7-й батальон территориальной обороны Хмельницкой области (укр.)русск.
  • 8-й батальон территориальной обороны Черновицкой области
  • 9-й батальон территориальной обороны Винницкой области
  • 10-й батальон территориальной обороны «Полесье» Житомирской области
  • 11-й батальон территориальной обороны «Киевская Русь» Киевской области
  • 12-й батальон территориальной обороны «Киев», сформированный в городе Киеве
  • 13-й батальон территориальной обороны Черниговской области
  • 14-й батальон территориальной обороны «Черкассы» Черкасской области
  • 15-й батальон территориальной обороны «Сумы» Сумской области
  • 16-й батальон территориальной обороны «Полтава» Полтавской области
  • 17-й батальон территориальной обороны Кировоградской области
  • 18-й батальон территориальной обороны Одесской области
  • 19-й батальон территориальной обороны Николаевской области
  • 20-й батальон территориальной обороны Днепропетровской области
  • 21-й батальон территориальной обороны Херсонской области
  • 22-й батальон территориальной обороны Харьковской области
  • 23-й батальон территориальной обороны «Хортица» Запорожской области
  • 24-й батальон территориальной обороны «Айдар» Луганской области
  • 25-й батальон территориальной обороны Киевской области
  • 34-й батальон территориальной обороны Кировоградской области
  • 37-й батальон территориальной обороны Запорожской области
  • 39-й батальон территориальной обороны Днепропетровской области (укр.)русск.
  • 40-й батальон территориальной обороны «Кривбасс» Днепропетровской области
  • 41-й батальон территориальной обороны «Чернигов-2» Черниговской области
  • 42-й батальон территориальной обороны Кировоградской области
  • 43-й батальон территориальной обороны Днепропетровской области (укр.)русск.

Ещё несколько батальонов находятся в стадии формирования:

  • 16 августа 2014 года было объявлено о создании батальона территориальной обороны «Таврия» Херсонской области, мобилизация в который была объявлена 5 сентября 2014
  • в начале сентября 2014 года было объявлено о создании 44-го батальона территориальной обороны Харьковской области, однако в дальнейшем формирование батальона было отложено до новой волны мобилизации
  • 3 сентября 2014 было объявлено о создании батальона территориальной обороны «Лтава» в городе Полтава, по состоянию на 24 сентября формирование батальона продолжалось. Вооружение и технику батальон не получил, а в начале октября 2014 года в разрешении на создание батальона было отказано. По состоянию на 20 февраля 2015 года, несмотря на наличие мобилизационного пункта, батальон сформирован не был
  • 10 октября 2014 было объявлено о формировании батальона территориальной обороны «Север» в Черниговской области

Кроме того,

  • в июле 2014 года в городе Нежин Черниговской области было начато создание , в дальнейшем он получил название «» . 25 ноября 2014 было принято решение о расформировании батальона
  • 1 сентября 2014 года на собрании представителей Всеукраинского координационного совета Майдана, Центрального совета сотен Майдана, представителей территориальных подразделений организаций «Майдан», «АвтоМайдан» и «Правый сектор» было выдвинуто предложение о создании территориального истребительного батальона «Майдан». 6 октября 2014 было объявлено, что комплектование батальона близится к завершению.
  • 3 сентября 2014 было объявлено о создании в городе Мариуполь батальона территориальной обороны «Мариуполь», формирование которого предполагалось начать на базе спецбатальона МВД «Азов». В дальнейшем, вместо батальона территориальной обороны в Мариуполе был создан спецбатальон МВД «Святая Мария».

Создание отрядов территориальной обороны

В декабре 2014 года министерство обороны Украины сообщило о намерении создать в каждом районе Украины территориальный резерв вооружённых сил, комплектование которого должно осуществляться на базе местных военкоматов из добровольцев и на бесплатной основе.

17 декабря 2014 года спикер министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что отряды территориальной обороны (укр. загони територіальної оборони) будут формироваться в каждом районе на базе районных и городских военных комиссариатов и они предназначены для усиления обороноспособности всех административно-территориальных единиц районного значения.

26 января 2015 года начальник ГУ МВД Украины по Киевской области, подполковник В. А. Троян объявил, что в Киевской области будут созданы отряды территориальной обороны из «патриотически настроенных граждан». Личный состав отрядов территориальной обороны планируется обучить обращению со стрелковым оружием, оказанию первой медицинской помощи и строительству фортификационных сооружений. Для вооружения личного состава предложено использовать гражданское огнестрельное оружие.

2 февраля 2015 года военный комиссар Полтавского областного военного комиссариата, полковник Борис Павлов сообщил, что в Полтавской области создано 84 отряда территориальной обороны

В начале июня 2015 года, после начала пятой волны мобилизации, началось создание новых отрядов территориальной обороны.

Ответ на гибридную угрозу

Новая Военная доктрина Белоруссии, утверждённая в 2016 году, подразумевает, что в будущем основная угроза может исходить не только от регулярных армий, но и от разных криминальных и экстремистских организаций, участники которых объединены в сетевые структуры.

  • Александр Лукашенко на учениях «Запад-2017»
  • Reuters

В новой Военной доктрине появились такие термины, как «внутренний вооружённый конфликт», «локальная война», «гибридная война», «незаконные вооружённые формирования». При этом авторы доктрины исходили из того, что внутренний конфликт, скорее всего, может быть инспирирован извне, некоей соседней страной, которая хотела бы достичь собственных военно-политических целей, используя внутренние деструктивные силы Белоруссии.

Первые учения с участием «территориалов» прошли ещё в 2002 году на Борисовском военном полигоне в ходе оперативно-тактического учения «Березина-2002». Тогда впервые были отработаны практические действия территориальных войск.

  • Силы территориальной обороны Белоруссии принимают участие в параде в День независимости

Но только девять лет спустя, 1 февраля 2011 года, появился президентский указ «Об утверждении Положения о территориальной обороне Республики Беларусь». Тогда же был создан новый самостоятельный орган военного управления — управление территориальной обороны, которое находится непосредственно в подчинении начальника Генштаба Вооружённых сил Белоруссии.

Цели и задачи

В своё время глава военного ведомства Польши Антони Мачеревич заявлял, что силы территориальной обороны «являются наиболее эффективным способом противодействия или воспрепятствования действиям со стороны России».

При этом польские формирования территориальной обороны появляются на востоке страны, вдоль границы с Белоруссией и Украиной.

Некоторые эксперты высказывают опасения, что «территориалы» могут превратиться в мини-армию, подчинённую лично министру обороны Польши или лидеру правящей партии «Право и справедливость» Ярославу Качиньскому и влиять как на внутриполитические, так и на локальные геополитические процессы.

Также усиление сил обороны вызывает беспокойство на фоне территориальных претензий польских националистов, говорящих о необходимости восстановления страны в границах 1939 года, то есть претендующих, в частности, на 40% белорусских земель.

«Конечно, сегодня возможность подобного территориального передела выглядит довольно несуразно. Но в нашем быстро меняющемся мире ничего нельзя исключить. Переход от агрессивной риторики к открытой или скрытой агрессии происходит молниеносно, — сказал в комментарии RT белорусский политолог Владимир Денисов. — И совсем не случайно и в Польше, и в Белоруссии создание подразделений территориальной обороны в последние годы активизировалось».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector