Предложения со словосочетанием «средства жизнеобеспечения»

Кончилась жратва

Космический мусор побил помидоры? Разгерметизировал оранжерею и бак для воды? Или — давление всего лишь упало настолько, что все тубы космического рациона полопались от перепада давления и их содержимое плавает в воздухе (что на самом деле ещё хуже, чем если бы она вылетела в открытый космос, потому что попадание воды или питательной пасты внутрь какой-либо электронной системы может вызвать (и, скорее всего, вызовет) определённые неполадки)? Поздравляем, у вас действительно серьёзные проблемы. Я не буду повторять то, что было не раз сказано про время, которое человек может провести без еды и воды, я лишь скажу, что в космосе воду брать неоткуда — но она есть в нас. Мы выдыхаем 50 грамм воды в сутки, плюс ещё немного теряем с потом, и плюс ещё очень много теряем в случае диареи, что является причиной обезвоживания наряду с приёмом диуретиков. Всю эту воду можно дистиллировать и выпить. Не бойтесь, она кристально чистая. Так что — готовьте холодильно-сушильный агрегат, иначе будете лизать иней со стен!

Со жратвой сложнее, потому что еду нужно вырастить. Так что у вас остались ровно те запасы, которые у вас есть — постарайтесь их растянуть подольше, избегайте физических нагрузок, а потом можете прибегнуть к каннибализму. Но помните, что как только вы решите к нему прибегнуть — значит вы лишь оттягиваете неизбежное, ибо главная цель здесь — выиграть время, имея немного времени — можно что-нибудь придумать, а если вы дошли до каннибализма — значит вы ничего не придумали, но жить хотите. Вы позорите Дарвина. Убейте себя, вы слишком тупы, чтобы быть космонавтом.

Поломка туалета за четыре миллиона долларов

Не надо смеяться. Это на земле если в поезде сломается вакуумный туалет — вы можете посрать в другом вагоне, или вообще в окно. В космосе есть один момент, который этому мешает: невесомость. То есть, если вы не хотите дышать летающим в воздухе дерьмом — лучше всё-таки починить туалет, иначе вас ждёт смерть. К счастью, на время ремонта у вас есть запас памперсов.

Что из себя представляет среднестатистический космический туалет? Это привычный нам унитаз с устройством, которое засасывает в трубу продукты жизнедеятельности (и, нет, на Светлячке унитазы были обычные, там же есть система искусственной гравитации), эти самые продукты проходят через пару фильтров и разделяются на фракции — жидкие идут в рециклинг, твёрдые — в сублиматор. Если сломался унитаз, значит произошло одно из двух — или забились фильтры (а вот нефиг спускать в унитаз презервативы и окурки, хотя кто в здравом уме вообще берёт их в космос?), или сломался насос. В первом случае требуется аккуратно заменить фильтры на запасные, во-втором — заняться ремонтом (обычно посредством замены насоса на рабочий), причём желательно всё это делать в противогазе, а по завершении ремонта заняться отмыванием космического корабля от разного дерьма, ибо практика показывает, что о том, что унитаз сломался — человек узнаёт только когда захочет им воспользоваться.

Основные СЖО на космическом корабле

Рассмотрим теперь, какие системы жизнеобеспечения регулируют вышеперечисленные показатели на космическом летательном аппарате:

  • СКО — система кислородообеспечения. Обеспечивает подачу в атмосферу жилого отсека кислорода в объеме 0,9 кг/сутки на одного космонавта. Кроме того, СКО поддерживает парциальное давление кислорода в установленном разбеге значений : 18-32 кПа.
  • СОА — система очистки атмосферы. Она обеспечивает сбор и последующее удаление из атмосферы обитаемого отсека углекислого газа в расчете 1 кг/сутки на одного человека. Вместе с тем поддерживает парциальное давление углекислого газа не более 1 кПа, обеспечивает очистку атмосферы от вредных микропримесей, которые выделяются работающим оборудованием и человеком. СКО и СОА нередко могут быть объединены в одну крупную систему — СОГС (систему очистки газового состава воздуха жилого отсека).
  • СВО — система водообеспечения. Ее задача на космическом корабле — обеспечивать космонавтов чистой питьевой водой в объеме 2,5 кг/сутки на одного человека. Если при этом экипаж потребляет натуральные продукты питания, содержащие в своем составе воду (до 500 г/сутки), то обеспечение снижается до 2 кг/сутки на одного космонавта.
  • СОП — система питания экипажа. Должна обеспечивать космонавтов полноценным питанием. Рацион содержит жиры, углеводы и белки в их массовом между собой соотношении 1:4:1. Общая калорийность съеденных человеком продуктов при этом должна достигать 12500 кДж в сутки.
  • СРТ — система регулирования температуры (а также и относительной влажности атмосферы). На космическом корабле обычно объединяется с СТР — системой терморегулирования. Вместе они осуществляют следующее: отводят из жилого отсека тепло, выделяемое человеком (около 145 Вт на человека в сутки), удаляют из атмосферы пары воды, выделяемые космонавтами при дыхании (около 50 г на человека в сутки), поддерживают заданную температуру атмосферы (18-22° по Цельсию), относительную влажность воздуха (в пределах 30-70 %), циркуляцию воздушных масс в отсеке (0,1-0,4 м/с).
  • СУО — система удаления отходов. Обеспечивает сбор и последующую изоляцию из атмосферы как жидких, так и твердых продуктов жизнедеятельности человека.
  • СРД — средства регулирования давления. Поддерживают общее давление атмосферы в жилом отсеке в пределах 77-107 кПа. Кроме этого, контролируют герметичность жилого отсека, компенсируют утечки из него воздуха.

Все вышеуказанные системы жизнеобеспечения работают на обеспечение непосредственных физиологических нужд космонавтов, находящихся в замкнутом отсеке.

Отказ системы терморегуляции

Из основной статьи мы знаем, что человек по своей природе теплокровный, а потому способен греть окружающий воздух, правда там не сказано что он делает это не так сильно, как это делает центральный процессор в вашем компьютере, и это полная фигня по сравнению с тем, как жарится игровая видеокарта, пока ты гоняешь в Crysis. Это не сказано потому, что космическая электроника спроектирована с учётом минимального энергопотребления, и как следствия — минимального тепловыделения, иначе никакой системы охлаждения не хватит (и электропитания — учитывая производительность солнечных батарей, алкалиновых и никель-металлогидридных батареек и литий-ионных аккумуляторов). Но, они тоже выделяют тепло — если работают. Таким образом у нас два варианта: если электричество есть, но система терморегуляции не работает, космический корабль превратится в баню, а потом в пекло из-за отсутствия отвода тепла. Поэтому космонавт отключает к чёртовой матери всю нагрузку на электросеть и начинает думать, как починить охладитель, то есть проблема, образно выражаясь, сводится к ремонту кулера в компьютере (который обычно меняют, но если заменить нельзя — начинаются интересные эксперименты навроде «поставить на процессор консервную банку с водой») в случае с компьютером это работает, в случае с космическим кораблём — именно на этом принципе основана примитивная система пассивной терморегуляции открытого типа, и именно поэтому мы переходим ко второму варианту: рассчитанная на определённое тепловыделение система, перестав получать тепло, начинает замораживать космический корабль, как это случилось с Аполлоном-13. Что мы можем с этим сделать? Проблема решается на этапе проектирования — излишки тепла сбрасываются только при превышении температуры. Более современные системы занимаются рассеиванием тепла в пространстве — именно так работали старинные пассивные радиаторы для процессоров — большое количество тонких рёбер обеспечивают теплообмен радиатора с воздухом, и процессор не греется. Когда процессоры стали мощнее — сверху присобачили вентилятор и получился кулер. В случае с космосом такие штучки работают плохо, потому что в космосе воздуха нет, и теплообмен происходит не с помощью конвекции, а с помощью излучения в пространство ИК-лучей. Таким образом, в случае с работающей пассивной системой охлаждения проблемой является превращение корабля в морозилку, а экипажа в отморозков, а при не работающей — корабля в адское пекло, а экипажа в шашлык. При этом механический отказ этой системы — вещь малореальная. Основная проблема — в отказе электропитания, из-за чего и происходят все проблемы. см. ниже.

Станция Салют-7 и КК Аполлон-13 испытывали некоторые проблемы с терморегуляцией — первый замёрз так, что его пришлось неделю отогревать и производить ремонт, второй замёрз бы, но не успел — вошёл в атмосферу Земли и наконец согрелся (но вот экипаж простудиться всё же успел). Корабль Мальколма Рейнольдса «Серинити» после отказа энергосистемы также чуть не превратился в морозильник.

А ещё — это так, для справки, любителям войнушек в космосе — радиаторы охлаждения — это самая громоздкая часть корабля, имеющего на вооружении любой тип оружия кроме ракетного, и имеющего двигатели, отличные от химических — но в любом случае, повреждение их выводит из строя весь корабль, а экипаж, соответственно, поджаривается. По этой причине войны в космосе при нынешних уровнях технологий просто бессмысленны, а у инженеров будущего, решивших построить звёздный крейсер, появится немало причин для головной боли.

Направления подготовки

Все вышеперечисленное и способны представить работодателю молодые специалисты, обучающиеся по направлению «Холодильная техника и системы жизнеобеспечения». Во время подготовки они непосредственно осваивают следующее:

  • Теоретические основы специальности.
  • Расчетно-экспериментальные работы с объектами научных изысканий.
  • Решение задач в сфере криогенной и холодильной техники.
  • Конструирование, создание и применение новых агрегатов.
  • Применение информационных технологий в своей деятельности.
  • Основы управления проектами.
  • Организация маркетингового анализа.

Вы убедились, что системы жизнеобеспечения — достаточно многогранное понятие. Оно актуально как для подлодки, космического корабля, так и для города, оборудования на производстве.

Отказ сигнализации

Начну я пожалуй с самой большой (и очень редкой) проблемы всех отказов — отказ сигнализации. Почему? Потому что если следящая аппаратура не будет подавать сигналов о состоянии, вы не заметите, что что-то не так до тех пор, пока всё не станет настолько плохо, что вы это почувствуете. Например избыток кислорода вызывает эйфорию, а углекислого газа — головную боль

Возможно вы не обратите на это внимание, списывая всё на вид из окна и переутомление от высшей математики. А потом вы умрёте.

Это такого рода проблема, которая устранима только после ремонта основной системы, но добавляющая карту +2 к сложности и −2 к оставшемуся времени до мучительной смерти. Вам предстоит без каких-либо подсказок определить, что именно сломалось, и починить это до того, как вырубитесь. Вам решать, что чинить сначала — систему сигнализации — чтобы получить подсказку — или диагностировать и чинить всё то, о чем написано ниже — и только потом разбираться, что случилось с сигнализацией. Вполне возможно, что времени у вас хватит только на что-то одно.

В любом случае, опыт — решает. Человек, который уже встречался с ощущениями, которые сопровождают все эти поломки, узнает их сразу же и полезет проверять сигнализацию, а обнаружив, что она не работает — начнёт разбираться в духе «на этом корабле вообще хоть что-нибудь работает?!» Так что эта проблема в основном поджидает новичков.

Ну и наконец, следует заметить что этот тип отказов преследует либо экипажи ранних моделей космических кораблей, либо, в основном, хронических неудачников, потому что как и всё другое — датчики, сигнализаторы и схемы управления обычно многократно дублируются, и чтобы они вышли из строя все сразу нужно чтобы где-то недалеко взорвали ядерную бомбу (иными словами, вероятность этого крайне мала). Но в этом случае, вероятнее всего, после этого уже не будет нужды в том, чтобы чинить систему жизнеобеспечения. Как и в случае с разгерметизацией, когда времени на принятие решения не остаётся, а СРД либо пытается убить всех, открутив кислород на максимум, либо бездействует, потому что регулировка, в целях экономии, осуществляется вручную, а чтобы добраться до вентиля надо вылезти из ложемента, что не так-то просто сделать.

Так что у космонавтов насущной проблемой является не отказ, а глюки сигнализационной системы.

Общая информация

В необычных условиях космического полета (вакуум, лучистый теплообмен, ионизирующие излучения) человек должен находиться в замкнутом герметичном отсеке космического летательного аппарата. В обитаемом отсеке необходимо создавать условия для обеспечения нормального существования и работы человека. Эти условия необходимо поддерживать в течение всего полета, подавая в отсек вещества, потребляемые человеком и удаляя продукты его жизнедеятельности.
Бортовые системы космического летательного аппарата (КЛА), которые решают эти задачи, называются системами жизнеобеспечения (СЖО)

Основные параметры атмосферы и физиологические нормативы для орбитальной станции

Параметр Значение
минимум максимум оптимальная
Общее давление, Па/мм рт. ст.

Парциальное давление кислорода, кПа/мм рт. ст.

Парциальное давление азота, кПа/мм рт. ст.

Парциальное давление углекислого газа, кПа/мм рт. ст.

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %

Температура стенок жилого отсека, °С

Тепловыделение экипажа, мДж/(чел.-сут)

Потребление кислорода, г/(чел·сут)

Выделение углекислого газа, г/(чел·сут)

Потребление воды и пищи, г/(чел·сут)

Выделение мочи, г/(чел·сут)

Выделение экскрементов, г/(чел·сут)

Дыхательный коэффициент

Метаболическая вода, г/(чел·сут)

Гигиеническая вода, г/(чел·сут)

33,3/250

16/120

9,3/70

16

30

18,0

10,5

760

870

1500

1100

90

0,80

250

680

107/800

40/300

80/600

1,0/7,6

24

70

26,0

14,7

990

1215

6400

2000

200

1,0

350

2630

54…69/405…520

20,6/155

47/350

0,0

21,0 ± 1,0

45

22,0

11,7

850

990

2800

1400

110

0,87

300

Состав и назначение систем жизнеобеспечения

  • Система кислородообеспечения (СКО) должна обеспечивать подачу в атмосферу обитаемого отсека кислорода в количестве 0,9 кг/сут (на одного человека) и поддерживать парциальное давление кислорода в заданном диапазоне значений (18—32 кПа).
  • Система очистки атмосферы (СОА) должна обеспечивать сбор и удаление из атмосферы углекислого газа в количестве 1,0 кг/сут, поддерживать его парциальное давление на уровне не более 1 кПа, а также обеспечивать очистку атмосферы от вредных микропримесей, выделяемых человеком и оборудованием.

Эти две системы часто функционально объединяются в одну — систему обеспечения газового состава атмосферы (СОГС).

  • Система водообеспечения (СВО) должна обеспечивать экипаж питьевой водой в количестве 2,5 кг/(чел.-сут); в случае использования натуральных продуктов питания, содержащих воду (до 0,5 кг/сут), норма питьевой воды уменьшается до 2 кг/(чел.-сут).
  • Система питания экипажа (СОП) должна обеспечивать космонавта полноценным питанием, с рационом, содержащим белки, жиры и углеводы в массовом соотношении около 1:1:4 и с общей калорийностью до 12500 кДж/(чел.-сут).
  • Средства регулирования температуры и влажности атмосферы (СРТ) вместе с общей системой терморегулирования (СТР) должны осуществлять: отвод из отсека тепла, выделяемого человеком (~145 Вт/чел.), удаление из атмосферы паров воды, выделяемых человеком (50 г/чел.-ч), а также поддерживать заданную температуру (18-22 град. по Цельсию), относительную влажность (30-70 %) и циркуляцию воздуха (0,1-0,4 м/с).
  • Средства удаления отходов (СУО) должны обеспечивать сбор и изоляцию из атмосферы жидких (урины) и твердых продуктов жизнедеятельности.
  • Средства регулирования давления (СРД) должны поддерживать общее давление атмосферы равным 77—107 кПа, осуществлять контроль герметичности отсека и компенсацию утечек воздуха из отсека.

Указанные системы составляют комплекс СЖО, обеспечивающий непосредственные физиологические нужды человека, находящегося в замкнутом отсеке.
Помимо этих систем в состав комплекса СЖО входят так же следующие средства.

  • Средства санитарно-бытового обеспечения (ССБО), предназначенные для личной гигиены экипажа (умывание, душ) и удовлетворения бытовых нужд — одежда, спальные принадлежности, предметы для санитарной уборки отсеков.
  • Средства индивидуальной защиты экипажа (СЗ):
  • аварийно-спасательные скафандры, дыхательные маски, обеспечивающие защиту экипажа в аварийных ситуациях — при разгерметизации отсека, возникновении пожара и т. п.;
  • космические скафандры для обеспечения выхода и работы человека в космическом пространстве вне отсека КЛА.

Средства медико-биологического обеспечения, включающие приборы для медицинского контроля состояния экипажа, тренажеры для физической тренировки экипажа в полете, медикаменты

Система жизнеобеспечения города

Здесь под СЖО понимается комплекс градостроительных, экономических, медико-профилактических, социально-бытовых мероприятий. Все они направлены на нейтрализацию или сглаживание негативного влияния окружающей среды на жизнедеятельность населения. Важными целями также считается поддержание высокой работоспособности граждан, сохранение удовлетворительных показателей здоровья и социального благополучия.

Создание систем жизнеобеспечения города особо будет актуально при экономическом освоении территорий с экстремальными условиями для проживания и привлечении туда на работу граждан по контракту на неопределенный срок. СЖО здесь будет заботиться не только о самом работнике, но и о его семье, решившейся на переезд.

Система жизнеобеспечения тут должна охватывать не только время пребывания человека в городе, но и период перед этим (профессиональная подготовка, медицинский и психологический отбор, обеспечение семьи социально-бытовыми удобствами на время отсутствия кормильца) и после окончания срока контракта (обеспечение занятостью по специальности, жильем повышенной комфортности и проч.)

Частные и коллективные СЖО в самолетах

Комплекс СЖО, таким образом, направлен на обеспечение функционирования всех систем человеческого организма (поддержание теплообмена, газообмена и проч.), а также условий поддержания нормальной работоспособности членов экипажа. Для решения всех вышеописанных задач в самолетах могут быть продуманы две разновидности систем жизнеобеспечения:

  • Коллективные. Это СЖО многоместных кабин, салонов пассажирских длайнеров.
  • Индивидуальные. В группу входят СЖО кабин одноместных летательных аппаратов, специальных отделяемых капсул.

Одним из самых эффективных на сегодня способов поддержания работоспособности экипажей целого ряда летательных препаратов, необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пассажиров гражданских лайнеров, считаются гермокабины с СКВ — системами кондиционирования воздуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector