Классификация аварийных морских случаев по видам, причинам и последствиям

«Заводы в Норильске снизили выбросы, но это временно»

Рамиль Садрлиманов, житель Норильска:

— Сейчас в Норильске в кой-то веке чистый воздух. Из-за приехавших в город делегаций заводы снизили выбросы практически до нуля. Но, думаю, это ненадолго: как только шумиха по поводу утечки дизельного топлива пойдет на спад, выбросов будет в разы больше, чем обычно. Как всегда, будут нагонять и перегонять план. 

Надо понимать, что эта утечка топлива — только одна из множества. Да, самая большая. Но в наши реки с постоянной периодичностью сбрасывают отходы производства. Наша река Амбарная, давно мертвая, как и озеро Пясино

Сейчас в интернете много фотографий реки, обратили ли вы внимание, что практически нет снимков с погибшей рыбой? Экология загублена давно. 

Городские активисты постоянно пишут письма в разные органы, но в ответ получает дежурные отписки. В соцсетях мы освещаем проблемы и сбросов, и выбросов диоксида серы, и шлаков, но, как правило, редко эти проблемы выходят на федеральный уровень. Мы были готовы к тому, что где-то рано или поздно рванет. Все разрушается, а нового ничего не создается. 

Можно ли сравнить эту ситуацию с Чернобылем? Думаю, да, именно потому, что многие реки, ручейки и речушки уже давно убиты. Это просто мертвая пустошь. Неизвестно, сколько понадобится времени на то, чтобы природа залечила эти раны. Зимы у нас длинные, лето короткое и, как правило, холодное, так что пока не начнутся перемены с модернизацией «НорНикеля», ничего не произойдет. Мы просим показать, что было сделано за эти годы с начала анонсирования проекта, но в ответ тишина. 

Наш страх уже давно притупился. Мы просто живем и смотрим, как медленно всё погибает. 

Олег Шалдаев, житель Норильска:

— Я не могу сказать, что утечка топлива как-то сказалась на повседневной жизни города. Вода все та же, как и воздух. Предприятия работают в штатном режиме, дети растут, город живет. 

Когда все это случилось, я почувствовал злость и обиду. Злость от того, что технически неграмотные люди пишут бред и оскорбляют как инженеров, так и рабочих «НорНикеля». 

А обида возникла от того, что никто не оценил, как отработали люди по плану ликвидации аварий. Уверен: если б не высокая квалификация персонала и мгновенные действия специалистов, масштаб был бы больше. Ведь «НорНикель» — серьезное предприятие, у нас работают десятки тысяч человек, и техника безопасности у нас отточена по максимуму. 

Произошла авария, но не катастрофа. Люди живы — и слава Богу. Аварии были, есть и будут. Главное — грамотно ликвидировать и локализовать последствия. Да, природе нанесен ущерб, значит, есть, над чем работать. И основная задача в будущем — предотвращение таких событий.

Самое разрушительное цунами

Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске.

Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.

Последствия цунами всегда очень страшные.

Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек

Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Относительно немного людей погибло в Таиланде — ”всего” 5 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали.

Основные правила поведения

Правила поведения при аварии на водном транспорте будут описаны далее. Главное правило – это не терять самообладания и не поддаться панике

Очень важно быстро и четко выполнять команды и указания капитана и членов экипажа судна. Если прозвучал сигнал бедствия, то:

  1. Необходимо надеть как можно больше одежды, а сверху — спасательный жилет. Оберните шею шарфом или полотенцем, так как она быстрее из всех частей тела подвергается охлаждению. Не нужно снимать обувь.
  2. По возможности возьмите в шлюпку теплое одеяло, питьевую воду и немного еды.
  3. Возьмите все свои документы и оберните их в полиэтиленовый пакет.
  4. Без спешки, но быстро следует подняться на верхнюю палубу (всегда, пребывая на судне, изучайте и запоминайте дорогу от своей каюты до верхней палубы) и по команде членов экипажа, дождавшись своей очереди, садитесь в спасательное средство (плот или шлюпка).
  5. Первых эвакуируют с терпящего бедствие судна детей, женщин, пожилых людей и раненых пассажиров.

Убедившись, что на судне некого больше эвакуировать, последним его покидает капитан. Рекомендуется отплыть от судна на спасательном средстве не менее чем на сто метров.

Baychimo — корабль-призрак

Аварии судов на море происходят из-за неполадок в системе корабля, из-за непредсказуемости природы или по вине экипажа. Иногда причины выхода судна из строя остаются неизвестными. Совершенно обыкновенная история произошла с паровым кораблем SS Baychimo. Его зажало во льдах Арктики. Большая часть экипажа была эвакуирована на самолете.

Капитан и несколько человек экипажа решили переждать непогоду на судне. Метель замела корабль, он скрылся из виду. Когда непогода миновала, от корабля и экипажа не осталось и следа. Мистика заключается в том, что многие суда наблюдали Baychimo дрейфующим в Арктике.

Пылающая «Звезда»

Халатность и разгильдяйство стали причиной трагедии, случившейся 7 апреля 1990 года в проливе Скагеррак на автомобильно-пассажирском девятипа-лубном пароме «Скандинавская звезда», совершавшем рейс из Норвегии в Данию. Судно отправилось в рейс 6 апреля в 21.45, при этом на борту парома находились 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Стояла хорошая погода, на море был штиль, и паром шёл с обычной крейсерской скоростью. Пожар начался на третьей палубе в два часа ночи, но’ первые сообщения капитану поступили только в 2.15. Тем временем огонь успел охватить и остальные палубы. Пассажиры, отравившиеся продуктами горения, погибли в считаные минуты. Только тогда капитан Ларсен послал сигнал SOS и заглушил двигатель парома. Первые спасатели прибыли в 5:30, но на судне они обнаружили только тела погибших. Общее число жертв составило 158 человек. При расследовании было установлено, что стены и потолки коридоров парома при реконструкции обшивали панелями, покрытыми горючей краской. Этим и объяснялась высокая скорость распространения пожара по судну. Что касается причин возгорания, то следствие пришло к выводу о преднамеренном поджоге, так как в очаге пожара не обнаружили ни одного возможного источника огня. В итоге главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей гибель 158 человек. Обоих приговорили к шести месяцам лишения свободы. Катастрофа «Скандинавской звезды» стала одной из крупнейших в мире по числу жертв за всю историю пассажирских перевозок и заставила во многом пересмотреть правила мореходства в глобальном масштабе.

Метки: Тайны 20 века, корабль, гибель, катастрофа, взрыв, море, разрушение, жертва

Оснащение судов для обеспечения безопасности

Все современные суда (независимо от их назначения) оснащены средствами радиосвязи и спутниковой навигации. За каждым судном, находящимся в плавании, осуществляется диспетчерский контроль и поддерживается радиосвязь. Пассажирские суда всегда располагают спасательными средствами для аварийных ситуаций

Важно их вовремя и правильно использовать. Это надувные шлюпки, плоты, спасательные костюмы и жилеты

Для безопасности делается очень много. Для всех пассажиров и членов экипажа предусмотрены места на спасательных плотах и шлюпках.

Также существуют всемирно принятые международные сигналы бедствия на море, подающиеся суднами, которые терпят бедствие, для привлечения к себе помощи и внимания. Если такой сигнал получит капитан судна, находящегося поблизости, он обязан сделать все для оказания помощи людям, оказавшимся в опасности.

При оставлении судна прыжком в воду

Возникают ситуации (недостаточно шлюпок, стремительное затопление, крен или сильный пожар на судне), когда нет возможности эвакуироваться с судна в шлюпки, тогда приходится принимать решение покидать судно, прыгая за борт. В этом случае команда экипажа должна проинструктировать, как правильно это сделать.

Лучше прыгнуть в то место, где течение естественным образом отнесет прыгающего в сторону от судна. При спуске в воду можно использовать трап судна, в случае его целостности.

Прыжок следует совершать, прижав подбородок к груди, одной рукой прикрыв органы дыхания, а другой – придерживать спасательный жилет. Необходимо прыгать с полусогнутыми ногами, соединив ступни и глубоко вдохнув. Прыгнув в воду, нужно начать выныривать с открытыми глазами, чтобы не попасть под дно судна или не встретить какой-либо обломок. Находясь в воде, необходимо подавать сигналы свистком (свистки имеются на всех жилетах) или поднять вверх одну руку.

Несмотря на то что вода может показаться теплой, все равно необходимо сохранять тепло, стараясь поменьше двигаться. Задача прыгнувшего пассажира – быть в сознании и на плаву. Сохранить тепло поможет группировка. Для этого обхватите тело руками и немного приподнимите бедра для наименьшего воздействия воды на паховую зону, так быстрее всего охлаждаются голова, шея, подмышки и паховая зона. Группировка отлично сохранит тепло тела и повысит шансы выживания на 30-40 %. При видимости спасательного средства необходимо плыть в его сторону. Если в шлюпке нет места, вам бросят трос, обвязавшись которым, можно следовать за шлюпкой.

Галифакский взрыв

В отдельный ряд в этом печальном списке встают катастрофы судов в морских портах, когда слепая стихия порой уничтожала целые города. Одним из крупнейших происшествий такого рода считается взрыв в порту Галифакса (Канада), прогремевший 6 декабря 1917 года. Его причиной стало нарушение правил навигации, когда в узком фарватере столкнулись два сухогруза: норвежский «Имо» и французский «Монблан», направлявшийся в Бордо. На борту «Монблана» находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. После столкновения на «Монблане» возник пожар, и тогда его команда, зная о взрывоопасном характере груза, по приказу капитана спешно покинула борт и успела добраться до берега. Неуправляемый пароход течением снесло к городскому причалу, у которого и произошёл чудовищной силы взрыв. На несколько секунд дно пролива обнажилось, а порождённая взрывом ударная волна уничтожила большинство строений на обоих берегах. Почти все суда, стоявшие в порту, выбросило на берег на расстояние до мили. Впоследствии 100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва. По официальным данным, в этой катастрофе погибли 1963 человека, ещё более 2000 пропали без вести, около 9000 были ранены, 500 лишились зрения, а 25 тысяч остались без крова. По другим сведениям, погибших было более 3200 человек. Эксперты считают, что взрыв в Галифаксе стал самым мощным взрывом в истории человечества за всю доядерную эпоху.

«Уранг Медан»

Голландский теплоход «Уранг Медан» в 1947 году подал сигнал SOS из Малаккского пролива, который отделяет Малаккский полуостров от острова Суматры. Через некоторое время радиостанции Англии и Голландии получили информацию, что вся команда мертва. Последнее сообщение с корабля расшифровать было невозможно, и только в конце его было четко написано: «Я умираю». Аварии судов в море в этой области происходили крайне редко.

На помощь теплоходу подоспел корабль Silver Star. Судно не подавало признаков жизни. Тогда специальная группа высадилась на палубу — и действительно, весь экипаж был мертв. Когда капитан прибывшего на помощь судна решил отбуксировать теплоход к берегу для выяснения причин бедствия, из трюма повалил густой дым, и судно взорвалось. Специалисты, расследовавшие этот случай, натолкнулись на стену секретности. Все данные об «Уранг Медане» были уничтожены. Единственным доказательством стал судовой журнал корабля Silver Star.

Водный транспорт. Значение

Водный транспорт помогает транспортировать пассажиров либо грузы по естественным водным путям (океан, море, озеро, река), а также по водным путям, искусственно созданным человеком (каналы и водохранилища). Осуществляются перевозки по воде с помощью транспорта, который имеет общее название «судно». Суда могут быть предназначены для перевозки пассажиров, перевозки грузов, а также иметь специальное назначение (для научно-исследовательских работ, спасательные, пожарные и т. д.).

В зависимости от того, для какой акватории построено водное судно, их подразделяют на речные и морские. Морские суда обычно имеют большие габариты по сравнению с речными. При строении морских судов учитывается более интенсивное морское волнение, водоизмещение и т. д.

Значение водного транспорта очень высоко. Высокая провозная способность, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы, создает низкую себестоимость перевозок грузов водным транспортом. На морскую транспортировку грузов в мире приходится более 60 % от всех видов перевозок. Также водный транспорт в некоторых случаях бывает единственным возможным путем сообщения с некоторыми районами.

Скорость у водного пассажирского транспорта невысока в сравнении с воздушным или наземным транспортом, поэтому его редко используют для деловых поездок. Для туристов и отдыхающих водный транспорт весьма привлекателен и пользуется спросом.

Виды общей аварии

Различают следующие виды общей аварии:

  • Выбрасывание груза за борт
  • Тушение пожара
  • Намеренная посадка судна на мель
  • Снятие судна с мели
  • Заход судна в место убежища
  • Перемещение на борту судна, выгрузка либо обратная погрузка груза, топлива или предметов снабжения
  • Временный ремонт судна
  • Постоянный ремонт судна
  • Задержка судна ради общей безопасности
  • Признание судна непригодным к плаванию
  • Спасание судна с грузом
  • Меры по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
  • Повреждение или гибель груза, топлива либо предметов снабжения
  • Потеря фрахта
  • Заменяющие расходы
  • Гибель судна

В современных условиях судоходства считавшиеся когда-то классическими примерами общей аварии случаи пожертвования частью судового имущества или груза (выбрасывание груза за борт, сжигание судового оборудования вместо топлива, затопление горящего судна и т. п.) встречаются сравнительно редко. Вследствие увеличения размеров судов, расширения сети портов, создания во многих странах специализированных спасательных служб и организаций, улучшения средств связи судовладельцы гораздо чаще прибегают к другим способам спасения судна и груза от общей опасности — к использованию услуг спасателей, заход в порт-убежище, и др.

Массовое отравление в Ираке

Массовая гибель людей из-за отравления в Ираке до сих пор остается загадкой с точки зрения числа жертв. По официальной статистике умерло от 500 до 6 000 человек, а по неофициальной — до 100 000 человек. Это только непосредственно от допущенной ошибки. По разным данным было еще три миллиона человек, которые могли пострадать косвенно.

Случилось все из-за партии зерна, обработанного метилртутью. Ее завезли в Ирак из Мексики в 1971 году. На мешках с зерном было написано, что они непригодны для употребления в пищу, так как предназначались для проращивания. Из-за того, что никто не знал испанский язык, зерно начали употреблять в пищу. В итоге, это привело к отравлениям и гибели огромного количества людей.

Косвенным дополнительным фактором, который заставил жителей думать, что в мешках именно еда, стало то, что партия пришла с опозданием, когда посевная уже закончилась. Люди и не стали разбираться. Разобрали, съели и отравились.

Зерно только кажется безобидным. С ним надо быть осторожнее.

В результате это привело к усилению контроля за экспортом и импортом зерна со стороны ВОЗ и других международных органов.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Общая и частная аварии

Убытки, происходящие по тем или иным причинам во время морской перевозки, морское право подразделяет на два вида: общую аварию и частную аварию. Под частной аварией понимают ненамеренный ущерб, причинённый судну или грузу.Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки — п.3.ст.285 Кодекса торгового Мореплавания РФ.

Примеры аварий

Ежегодно в мире в результате морских аварийных ситуаций и катастроф погибает около двухсот тысяч человек. Из них примерно пятьдесят тысяч гибнут сразу же после кораблекрушения в воде, примерно столько же погибают в плавательных средствах, не выбравшись на сушу, а остальные гибнут вместе с терпящими бедствие судами.

Среди многочисленных примеров аварий на водном транспорте можно выделить несколько. Например, В 2011 году в России трагически оборвалась жизнь 121 пассажира, отдыхавших на борту теплохода «Булгария». Крушение произошло в трех километрах от берега Куйбышевского водохранилища.

В 2015 году в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток». На судне было 132 рыбака. Погибло более семидесяти человек, многие из которых были спасены, но умерли в результате переохлаждения.

Терпят крушения не только большие корабли. В последнее время погибают множество мигрантов по всему свету, пытающихся пересечь морские границы на небольших и старых судах. В 2015 г. погибло более четырехсот незаконных мигрантов в результате крушения судна, которое следовало в Италию из Ливии. В 2012 году в Индийском океане погибло девяносто человек из двухсот, плывущих в Австралию из Шри-Ланки.

Происходят также столкновения судов. В 2001 году в Бангладеш танкер столкнулся с паромом, погибло девять пассажиров парома и как минимум тридцать пять пропали без вести. Спасшийся пассажир утверждал, что на пароме было более двухсот человек, а владелец парома говорил, что их не было больше пятидесяти.

«Титаник»

Аварии судов в море всегда вызывают широкий общественный резонанс, но если после расследования катастрофы ее причины обрастают вопросами, а не ответами, исследователи пытаются разгадать их.

О первом и единственном рейсе тихоокеанского лайнера «Титаник» и сегодня ходит множество легенд. 10 апреля 1912 года корабль был спущен на воду в английском порту Саутгемптон. Пароход шел в Америку, на его борту находилось 2224 человека. 15 апреля корабль, разломившись на две половины, затонул в холодных водах Атлантики, унеся жизни 1496 человек. Причиной крушения самого непотопляемого корабля в мире стало столкновение с айсбергом. Мистика этой катастрофы заключается во множестве засекреченных файлов после расследования.

Многие спасенные очевидцы утверждали, что возле корабля мигал огромный светящийся шар, это подтверждает теорию столкновения судна с НЛО. Спустя несколько десятилетий с завидной регулярностью суда, проходящие вблизи квадрата катастрофы, получали сигнал SOS с уже затонувшего «Титаника». Несколько людей, утверждавших, что они пассажиры с тонущего лайнера, были найдены в этом районе спустя десятилетия. Самая известная — Винни Коутс была подобрана в 1990 году исландским кораблем. Далее ее судьба неизвестна, она на долгое время была помещена в психиатрические лечебницы.

Классификация морских судов

Принято классифицировать морские суда по разным признакам. Это их назначение, район плавания, род двигателя и другие характеристики. Рассмотрим классификацию морских судов лишь по их назначению, то есть по виду выполняемой службы. Транспортные суда, например, подразделяются на:

  1. Пассажирские – круизные, рейсовые, местного сообщения. К водному пассажирскому транспорту относятся лайнеры, яхты, пароходы, теплоходы, паромы, катера, лодки и др.
  2. Сухогрузные – общего назначения для транспортировки грузов в упаковке; специализированные суда (лесовозы, рефрижераторные суда, пакетовозы, балкеры, ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы; многоцелевые, осуществляющие перегрузку различными способами (доковым и крановым); универсальные – перевозят различные грузы, в том числе и опасные; суда двойной транспортной специализации, осуществляют перевозку массового груза двух различных категорий (нефтерудовоз или хлопколесовоз). А также паромы, перевозящие транспортные средства пассажиров, наливные суда – танкеры, химовозы, виновозы, газовозы.

Еще есть служебно-вспомогательные суда – это ледоколы, буксиры, разъездные и лоцманские катера. Технический флот представляют землечерпалки, дноуглубляющие снаряды, грунтоотвозные шаланды, землесосы. Также в эту категорию относятся суда спецназначения – экспедиционные, учебные, гидрографические, спасательные, пожарные, плавучие маяки и краны. Промысловые суда – это траулеры, плавбазы, сейнеры, краболовы, тунцеловы и т. д. Выделяют также корабли военно-морского флота. Название «корабль» может быть только у военного судна, к которым причисляют подводные лодки, большие корабли военного назначения, миноносцы, крейсеры, авианосцы и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector