Государственный строй стран мира (схема, таблица)

Империи и теократии

Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.

Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.

Конституционная монархия

Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя — к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

Освободительное движение

Противоречия в обществе были настолько острыми в начале двадцатого века, что очень часто выливались в открытые многотысячные протесты, революционная ситуация назревала не по дням, а по часам. В среде студенчества постоянно бушевала буря. Рабочее движение играло самую существенную роль в данной ситуации, и оно настолько уже определилось, что к 1905 году уже предъявляло требования в сочетании экономических с политическими. Общественно-политический строй России заметно шатался. В 1901 году забастовали на Первомай рабочие Харькова одновременно со стачкой на Обуховском предприятии Петербурга, где имели место многократные стычки с полицией.

К 1902 году стачка охватила весь юг страны начиная от Ростова. В 1904-м всеобщая стачка в Баку и многих других городах. Помимо этого, ширилось и движение в рядах крестьянства. Бунтовали Харьков и Полтава в 1902-м, да так, что это вполне было сравнимо с крестьянскими войнами Пугачёва и Разина. Либеральная оппозиция тоже возвысила свой голос на земской кампании 1904 года. В таких условиях организация протеста должна была состояться обязательно. На правительство, правда, ещё надеялись, но оно всё не делало никаких шагов в сторону коренного переустройства, и очень медленно умирал давно отживший своё политический строй России. Кратко говоря, революция была неминуема. И она произошла 25 октября (7 ноября) 1917 года, существенно отличаясь от предыдущих: буржуазной – 1905 года и февральской 1917-го, когда у власти появилось Временное правительство.

Абсолютная монархия

Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.

Кооперация

Социализм в чистом виде, как видел его Маркс, в отдельно взятой стране построить невозможно. Знаменитый троцкист двадцатых годов двадцатого века Саахобаев утверждал, что спасение мира – только в мировой революции. Но она невозможна, поскольку противоречия в основе своей перенесены из стран первого эшелона индустриализации в страны третьего мира. Зато можно вспомнить незаслуженно попираемые учения Ленина, который предлагал изменить точку зрения и строить социализм в виде общества цивилизованных кооператоров.

Госсобственность не должна при этом передаваться кооперативам, просто на всех предприятиях должны внедряться принципы самоуправления. Евреи поняли его правильно – в кибуцах присутствуют все черты того общества, которое описывал Владимир Ильич. Таким же образом работают профсоюзные предприятия в Америке, да и у нас во время перестройки существовали такого плана народные предприятия. Однако при капитализме процветание таких производств проблематично. В лучшем случае из них получаются предприятия коллективного капиталиста. Только захват всей политической власти пролетариатом может послужить основой для построения социализма.

Исполнительная власть[ | код]

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Унитарное государство

При унитарной форме государственного и территориального деления (устройства) на территории государства нет никаких образований с самоуправлением. Слово «unitas» с латыни переводится как «единство». В государстве с такой формой устройства есть одна единственная конституция (основной закон), единая для всех система органов власти. Административные органы выполняют функции исполнительной власти. А парламент занимается формированием законодательной, правовой и нормативной базы. Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства. Например, можно назвать Францию, Японию, Венгрию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Португалию, Китай, Монголию, Индонезию, Турцию, Сирию, Алжир, Украину и многие другие.

11.1. Разновидности форм правления

Под
формой правления
понимается организация верховной государственной власти,
система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления
по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и
республи­ки. В монархии источником власти является одно лицо, и власть
передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются
на выборной основе.

До 1917 года
формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления
характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными
учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

Большинство
современных монархий — ограниченные, конституци­онные. В них полно­мочия
монарха строго ограничены законодательными сис­темами.

Наиболее
распространенная в современном мире форма правления -республики.
Источником власти в них явля­ется народ, высшие органы власти изби­раются
гражданами.

В
зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики под­разделяются на три разновидности: парламентская,
прези­дентская и смешанная (полупрезидентская).


В соответствии с Конституцией в России провозглашена
республика. Однако, в связи с тем, что среди политологов нет единой точки зрения
относительно формы правления в современной России, уместно подробнее
остановиться на характеристике республик.


Американский политолог Х.Линц
выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для
президентской
системы характерно:


1. Президент и парламент избираются прямым
голосо­ванием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая
легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.


2. Президент обладает значительными полномочиями, на
основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.


3. Президент формирует кабинет министров и
администрацию.


4. Отстранение президента от должности возможно только
путем импичмента.

В президентской республике глава государства одновре­менно выступает и в
качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом,
руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим.
Президент назначает членов кабинета министров, которые ответствен­ны только
перед ним. В президентской республике существует жесткое разде­ление властей и
их значительная самостоятельность.


Недостаток президентской системы — дуалистическая
легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует
формирования сильных партий, так как Президент скорее заинтересован в сохранении
клиентелистских отношений.


Парламентская
система характеризуется следующими чертами:


1. Единственным демократически легитимным институ­том
является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента
народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере
власти.


2. Правительство зависит от доверия со стороны
парла­мента или, по крайней мере, от его лояльности.

Главная
особенность парламентской республики обра­зование правительства
победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства
(премьер-министр или кан­цлер) официально не является главой государства, но
реаль­но является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно
ограничивает­ся представительскими функциями.


Кроме того, существует полупрезидентская
система, для которой характерно следующее:


1. Президент и парламент — как в президентской системе
— избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).


2. Исполнительная власть включает в себя два
института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в
президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в
парламентской системе.


3. Президент, как в любой президентской системе с
исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на
формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки
президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет
таких устой­чивых типичных черт, как парламентская и президент­ская, и в
различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта —
двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Конец 19-го и начало 20 века: экономика

Промышленный подъём девяностых годов, естественно, окончился трёхлетним тяжелейшим экономическим кризисом, который начался в 1900-м, после чего наступила ещё более длительная депрессия – до 1908 года. Потом наступила, наконец, пора некоторого благоденствия – целый ряд урожайных лет от 1908 до 1913 года позволил экономике сделать ещё один резкий скачок, когда промышленное производство выросло в полтора раза.

Видные политические деятели России, готовившие революцию 1905 года и многочисленные массовые протесты, почти потеряли благодатную платформу для своей деятельности. Монополизация получила ещё один бонус в российской экономике: множество мелких предприятий погибло во время кризиса, ещё больше предприятий среднего бизнеса разорилось во время депрессии, слабые ушли, а сильные смогли сконцентрировать промышленное производство в своих руках. Предприятия массово акционировались, настало время монополий – картелей и синдикатов, которые объединялись с целью наилучшего сбыта своей продукции.

Унитарное государство

Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы – условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).

Двадцатые годы двадцатого века

Государственный строй Российской империи в это время кардинальным образом поменялся. На всей территории, кроме Прибалтики, Финляндии, Западных Белоруссии и Украины, Бессарабии, настала диктатура большевиков как вариант политической системы с одной партией. Другие советские партии, которые ещё существовали в начале двадцатых годов, были разгромлены: эсеры и меньшевики самораспустились в 1920-м, Бунд – в 1921-м, а в 1922-м лидеров эсеров обвинили в контрреволюции и терроризме, судили и репрессировали. С меньшевиками поступили чуть гуманнее, поскольку мировая общественность протестовала против репрессий. Большую часть просто выгнали из страны. Так с оппозицией было покончено. В 1922 году генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, и это ускорило централизацию партии, а также выработку технологии власти — с жёсткой вертикалью в рамках структур местных представительств.

Террор резко уменьшился и быстро исчез окончательно, хотя как такового правового государства в современном понимании построено не было. Однако уже в 1922-м утверждены Гражданский и Уголовный кодексы, упразднены трибуналы, учреждены адвокатура и прокуратура, цензура закреплена Конституцией, а ВЧК преобразован в ГПУ. Конец Гражданской войны стал временем рождения советских республик: РСФСР, Белорусской, Украинской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской. Были ещё Хорезмская и Бухарская и Дальневосточная. И всюду во главе находилась коммунистическая партия, и государственный строй Российской Федерации (РСФСР) ничем не отличался от строя, скажем, Армянской. В каждой республике была своя конституция, свои органы власти и управления. В 1922 году советские государства начали объединяться в федеративный союз. Дело это было непростое и нелёгкое, получалось не сразу. Сформировавшийся Советский Союз был федеративным образованием, где национальные формирования обладали лишь культурной автономией, но это было исключительно мощно сделано: уже в 20-е годы создавалось огромное количество местных газет, театров, национальных школ, литература на всех без исключения языках народов СССР массово издавалась, а многие народы, не имевшие письменности, получили её, к чему были привлечены самые светлые умы учёного мира. Советский Союз показал непревзойдённую мощь, несмотря на то, что страна дважды оказывалась в руинах. Однако через семьдесят лет погубила его не война, не лишения, а… сытость и довольство. И предатели внутри правящего класса.

Судебная власть

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Государственный капитализм – где это?

Бытует мнение, что при советской власти существовал строй государственного капитализма. Однако любой капитализм опирается прежде всего на прибыль. Вот теперь – очень похоже на этот строй с его государственными корпорациями. Но в СССР, даже когда Косыгин пытался найти экономические рычаги управления, такого не было вообще. В Советском Союзе строй был переходным, с чертами социализма и – в меньшей мере – капитализма. Социализм проявлялся не столько при распределении общественных потребительских фондов с госгарантиями для престарелых, больных и инвалидов. Вспомним, что даже пенсии для всех появились лишь на последней стадии существования страны.

Но вот организация в управлении общественной жизнью и экономикой была совсем не капиталистической, она полностью была построена на технократических принципах, а не на капиталистических. Однако и социализма в его чистом виде Советский Союз не знал.Разве что наличествовала общественная собственность на средства производства. Однако госсобственность не синоним собственности общественной, поскольку нет возможности ею распоряжаться, а иногда даже и знать, как это делать. Открытость при постоянно враждебном окружении невозможна, поэтому даже на информацию была государственная монополия. Никакой гласности там, где слой управленцев распоряжался информацией как частной собственностью. Социальное равенство – принцип социализма, вполне, кстати, допускающий неравенство материальное. Антагонизма между классами нет, ни один социальный слой другим не подавлялся, а потому и защищать социальные привилегии никому в голову не приходило. Однако существовала мощная армия, а вокруг неё – масса чиновников, имевших не только огромную разницу в зарплате, но и обладавших целой системой льгот.

Парламентские республики

Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства. Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция. Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.

Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.

Типология по государственному строю Часть света Страны Глава страны
Президентские республики Азия Абхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная) Президент
Африка Ботсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан
Америка Аргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор
Европа Беларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция
Океания Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау

Основные формы правления

К ним относятся республика и монархия. Первая – это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх – король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.

Монархия может быть следующих видов:

  • абсолютная, в которой глава государства является полновластным “хозяином” как страны, так и народа, населяющего ее территорию;
  • конституционная, где монарх не является полномочным “хозяином” государства и согласует свои действия с конституцией, ограничивающей его полномочия.

Республика также бывает нескольких видов:

  • парламентская, в которой хотя и имеется президент — главой государства является правительство страны, то есть кабинет министров, которые в своих действиях ответственны и подотчетны не перед ним, а перед избирательным органом, то есть парламентом;
  • президентская, где главой государства также является президент, но в этом случае правительство ответственно перед ним.

Законодательная власть[править | править код]

Федеральное Собраниеправить | править код

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерацииправить | править код

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В -1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в -2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в -2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думыправить | править код

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательстваправить | править код

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector