Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека статья на тему

Содержание:

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека — это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX — III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга «Нейцзин» Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание «Аюрведа» Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд «Анатомика». Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд «Канон врачебной науки».
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Мои достижения

Мною сформулирован принцип создания теста на понимание материалов биологии человека и разработан его первый вариант, который прошел апробацию, был верифицирован на студентах и школьниках, получил высокую оценку экспертов («Тесты понимания в контекстном обучении», «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование»\\ Международная научно-практическая конференция, г. Липецк, 19-20 мая 2008г, С. 211-214; «Тест на понимание учебного материала по биологии человека: результаты верификации», совместно с А. В. Вартановым, Москва, Вестник МГУ, Сер. Психология, 2009, №2, С. 72-80).

Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.

(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Внутренние органы

К внутренним обычно относят органы, образующие пищеварительную, дыхательную и мочеполовую системы. Большинство этих органов расположены во внутренних полостях тела, однако некоторые их части могут располагаться и вне их. В анатомии принято рассматривать сердце и селезёнку как части сердечно-сосудистой и иммунной систем, соответственно, хотя формально они принадлежат к внутренним органам. Внутренние органы (кроме половых) обслуживают процесс обмена веществ в организме. В разделе анатомии, посвященном внутренним органам, принято также рассматривать органы эндокринной системы, регулирующие функции всех органов и систем организма.

Дыхательная система

Схема дыхательной системы человека

Основная функция дыхательной системы — обеспечение газообмена: доставка из окружающей среды кислорода и удаление образующегося в процессе окисления углекислого газа. Дыхательная система также принимает непосредственное участие в образовании звуков речи.

Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и дыхательных органов — лёгких.

Дыхательные пути представляют собой полые трубки, имеющие разную форму и величину просвета. Изнутри (со стороны просвета) дыхательные пути выстланы слизистой оболочкой с . Главной функцией дыхательных путей является воздухопроводящая (обеспечение связи лёгких с окружающей атмосферой). За счёт наличия в слизистой оболочке дыхательных путей большого количества кровеносных сосудов и желёз, выделяющих слизь, проходящий через них воздух согревается и несколько очищается перед попаданием в лёгкие, этим обеспечивается их защитная функция.

Дыхательные пути делятся на верхний и нижний отделы. К верхним дыхательным путям относят полость носа, носовую и ротовую части глотки. К нижним дыхательным путям относят гортань, трахею и бронхи.

Органами дыхательной системы, осуществляющими газообмен между внутренней средой человеческого организма и окружающей средой, являются лёгкие.

Пищеварительная система человека

Пищеварительная система обеспечивает механическую и химическую обработку пищи, всасывание её компонентов, и удаление непереваренных остатков.

Мочевыделительная система

Схема мочевыделительной системы. 1 — почки, 2 — мочеточники, 3 — мочевой пузырь, 4 — уретра.

Мочевыделительная система обеспечивает вывод из организма конечных продуктов азотистого обмена, чужеродных и токсических соединений, избытка органических и неорганических веществ. Мочевыделительная система участвует в обмене углеводов и белков, в образовании биологически активных веществ, регулирующих уровень артериального давления, скорость секреции альдостерона надпочечниками и скорость образования эритроцитов. Мочевыделительная система участвует в поддержании гомеостаза, регулируя водно-солевой обмен.

Репродуктивная система

Органы репродуктивной системы выполняют функцию размножения человека. Половые железы — семенники и яичники — также являются эндокринными органами и вырабатывают гормоны, регулирующие работу как самой репродуктивной системы, так и других систем органов.

У человека и других позвоночных в развитии, а отчасти и в ходе функционирования половая система тесно связана с мочевыделительной, поэтому иногда эти две системы описывают совместно под названием мочеполового аппарата.

Эндокринная система

Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в котором эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему. Железа внутренней секреции производит гландулярные гормоны, к которым относятся все стероидные гормоны, гормоны щитовидной железы и многие пептидные гормоны. Диффузная эндокринная система представлена рассеянными по всему организму эндокринными клетками, продуцирующими гормоны, называемые агландулярными.

Помимо регуляции деятельности внутренних органов, эндокринная система участвует в обеспечении гомеостаза организма, регуляции роста, развития и половой дифференцировки, психической деятельности и эмоциональных реакций.

Новое время

Данный период относится к XIX — XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей — наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие «анатомия». Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал зародышевые листки и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко — имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия — это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии — эволюционная морфология, которое базировалось на основе биогенетического закона (авторы — Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия

Биология — это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное — здоровье человека

Что изучает

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов биологической науки, которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека — это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология — учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология — наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия — занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение — учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика — изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека — это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

Анатомическая терминология

Основная статья: Анатомическая терминология

Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Направление

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше — нижними. Верхний, superior, и нижний, inferior, соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus. Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.

Плоскости

Анатомические плоскости. Зелёным цветом обозначена аксиальная плоскость, синим — фронтальная плоскость, красным — сагиттальная плоскость, жёлтым — одна из парасагиттальных плоскостей (параллельная сагиттальной).

Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

  • Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
  • Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
  • Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.

Движение

Термином сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio.

Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.

Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio, и отведение, abductio. Приведение — движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.

Под вращением, rotatio, понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio.

Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте — ретроградное.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия — это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла — смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины

Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры. 

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.

(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

О себе

Закончила биофак МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре биохимия животных в 1981 г. Работала стажером-исследователем в НИИ биохимии углеводов, МНС в НИИ биохимии им. А. Н. Баха, в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. В 1998 г. лолучила диплом о втором высшем образовании, закончив психфак МГУ по кафедре психофизиология.  С 1994 по 2013 преподавала возрастную анатомию и физиологию в МГГУ им. М.А. Шолохова. 

Сейчас преподаю дисциплину «Анатомия и физиология человека» в медицинском колледже №1 г. Москва. Считаю, что студентов надо в первую очередь заинтересовывать знаниями, а не принуждать к зубрежке. В обучении широко использую подготовку студенческих докладов на малопредставленные в курсе темы, метод самоисследования; групповые формы деятельности (решение в малых группах ситуационных задач; обработка материалов, собранных обучающимися с использованием проверенный тестов и т.д.).  

Считаю, что медицинское образование не должно плодить слепых исполнителей; выпускники любого уровня медицинского образования получают знания, которые нельзя рассматривать как абсолютную истину.

Надо относится к ним, как истине только сегодняшнего дня; отдавать себе отчет, что они находятся в постоянном развитии, пересматриваются, переоцениваются, трансформируются. Если мы хотим подготовить наших выпускников к реальной жизни, стоит давать им задания, развивающие их творческие возможности, самостоятельность мышления, способность к пониманию физических (и духовных) проблем человека. Это означает, что мы выпускаем их в мир, который развивается не готовым лекалам, а по своим законам, не сообщая нам, куда и когда он направится.

Нашим студентам предстоит жить и работать не в знакомых нам условиях, а совсем в другом мире. И главное, что им понадобиться — готовность самим принимать решение в ситуациях неопределенности.  

Советы

Обычно я первым делом рисую голову, но на практике не имеет значения, с какого места начинать, особенно если вам удобно и у вас всё получается. Но если вы ощущаете неуверенность или испытываете трудности, советую вам делать всё в том порядке, который мы только что изучили. 

Возьмите себе за правило набрасывать пропорции лёгкой рукой, без нажима. Помните, что поверх них вам ещё предстоит рисовать остальные детали

Финальные линии рисунка обычно наносят ручкой или чернилами, а вспомогательные стирают (отсюда и важность мягкого нажима). Даже если я делаю набросок сразу шариковой ручкой, чтобы потом перенести его на другой лист, мягкий нажим помогает мне вычленить вспомогательные линии и не запутаться

Поделиться статьей:

Не повторяйте анатомический справочник

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей. 

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным. 

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

Позвоночник

 

Вебинара Анны Ворониной, сертифицированного мастер-тренера TRX (США),Trigger Point, Академии Life Fitness, презентера международных конвенций INTERSPORT, MIOFF. Запись посвящена теме позвоночника, его назначению, отклонениям в естественном развитии и функционировании

Информация ориентирована на спортивную аудиторию, поэтому лектор говорит не только о строении «каркаса», но и о назначении глубоких мышц, влиянии глазной активности на позвоночный столб, последствиях нарушения геометрии позвонков, опасности стимуляции преждевременного развития позвоночника у новорожденных, важности сохранения естественного изгиба, вреде удержания спины в прямом положении. Бонус: объясняется, почему кошки всегда приземляются на лапы, а глухая кошка не может этого сделать.      
 

Опорно-двигательный аппарат

Мышцы туловища и конечностей, спереди

Мышцы туловища и конечностей, сзади

Опорно-двигательный аппарат является предметом изучения трёх разделов анатомии человека — остеологии, синдесмологии и миологии.
Опорно-двигательный аппарат включает костный скелет, укреплённый вспомогательными элементами (связками, суставными дисками, менисками и др.), а также мышцы.

Скелет — это пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Скелет у взрослого человека состоит в основном из костей. В местах, где требуются упругость и гибкость, сохраняются хрящи: соединительная ткань участвующая в формировании хрящевых соединений костей (синхондрозов), полусуставов (симфизов) и суставов. Особняком стоит относящийся к дыхательной системе скелет гортани и трахеобронхиального дерева, который полностью сформирован хрящами.

Кости скелета принимают участие в обмене веществ, являясь хранилищем различных микро- и макроэлементов. Кроме того, кости содержат костный мозг, центральный орган кроветворения. По анатомическим областям принято разделение скелета человека на кости черепа, позвоночник, грудную клетку и кости плечевого пояса, таз, кости свободных верхней и нижней конечностей.

В состав опорно-двигательной системы входят поперечно-полосатые мышцы (скелетные мышцы). Мышцы — это активная часть опорно-двигательного аппарата. Большинство мышц крепятся к костям скелета двумя концами с помощью сухожилий.

Мышечная система человека включает мышцы туловища, шеи, головы, верхних и нижних конечностей.

Если пропорции и телосложение определяются в основном костной системой, то контуры фигуры человека в первую очередь зависят от мышц.

Для детей

 

Веселый скелет Гоша предлагает маленьким зрителям совершить познавательное путешествие в мир человеческого тела. Познакомить аудиторию с интересными фактами Гоше помогает мальчик Рома и Клетка-всезнайка. Фильм состоит из пяти глав, освящающих главные вопросы: особенности клеток, нервы и рефлексы, органы чувств. Фильм подойдет детям младшего и среднего школьного возраста, а родителям позволит вспомнить школьную программу по биологии.

Собранные выше уроки – начало длинного пути в изучении дисциплины. Видео, книги, статьи в журналах и блогах предлагают аудитории разные варианты подачи материала – от использования латинской терминологии и сухих фактов до развлекательно-познавательных передач, ориентированных на непрофессионалов и школьников. Выбор формата зависит от цели и начальной подготовки, но любой из них несет в себе полезную информацию, на базе которой можно понять и улучшить свою жизнь.
 

30 мая 2020

Новости раздела

«Развитие и аномалии развития внутренних органов»

15.02.2020. Презентация моей лекции для студентов первого курса первого курса педиатрического факультета (Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова) размещена на сайте.

«Введение в неврологию. Общая анатомия спинного и головного мозга»

15.02.2020. Презентация моей лекции для студентов первого курса стоматологического факультета (Институт стоматологии им. Е.В. Боровского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова) размещена на сайте.

Презентация лекции «Миология. Биомеханика мышц. Развитие мышц»

02.10.2019. В связи с профилактическими мероприятиями на педиатрическом факультете (Институт здоровья детей) Сеченовского Университета 26 сентября 2019 года завтра 03.10.2019 года для студентов первого курса читается объединенная лекция. Ее презентация размещена на моем сайте.

Презентация лекции «Проводящие пути центральной нервной системы»

18.04.2019. Сегодня читаю лекцию студентам педиатричского факультета на темы «Проводящие пути центральной нервной системы». Ее понять без схем невозможно. Поэтому размещаю презентацию заранее

Презентация лекции «Функциональная анатомия головного мозга»

28.03.2019. Сегодня читаю лекцию студентам педиатричского факультета на темы «Функциональная анатомия головного мозга». Для удобства восприятия материала публикую презентацию этой лекции.

Уже более 10 лет (с 2009 года) я публикую свои лекции на страницах сайта. Здесь Вы найдете презентации лекций по всем разделам анатомии человека. Кроме того, часть своих лекций я публикую в открытом доступе в полнотекстовом варианте.

По доходящим до меня отзывам известно, что материал этого раздела сайта — самый читаемый. Его регулярно посещают студенты и преподаватели вузов России.

С 2018 года в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) проводится запись лекций, читаемых ведущими преподавателями вуза, для размещения на Едином образовательном портале (ЕОП) Сеченовского Университета. С удовлетворением могу отметить, что как минимум для пяти лекций основой явился материал моего сайта.

Желаю успехов в изучении анатомии человека — ведущей фундаментальной дисциплины высшего медицинского образования во всех вузах мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector