Статья «психологическая подготовка спортсмена» статья на тему
Содержание:
- ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СПОРТСМЕНОМ или РАБОТА С КОМАНДОЙ)
- 15.2. Виды и объекты психологического контроля
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов[править | править код]
- Свежие записи
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СПОРТСМЕНОМ или РАБОТА С КОМАНДОЙ)
Ø определение целей и составление плана выступления
Ø определение боевого состояния спортсмена
Ø диагностика актуального состояния и его коррекция
Ø идеомоторная репетиция выступления (или его частей)
Ø разгрузка + установки на достижение спокойной боевой уверенности
Таким образом, внутреннее состояние психологической готовности спортсмена характеризуют следующие показатели:
Трезвая уверенность спортсмена в своих силах, — стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу, — желание соревноваться, — оптимальный уровень эмоционального возбуждения, — высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов, — способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением.
15.2. Виды и объекты психологического контроля
Эффективность психологического контроля в спорте заключается в его комплексности, то есть в объединении в единую систему трех неразрывно связанных аспектов психологического контроля: 1) получения первичных психологических данных; 2) их теоретической интерпретации; 3) практического применения полученных данных.
Сущность такого подхода представлена следующей схемой на рис. 3.21.
1. Блок «Виды контроля» включает принятые в спорте четыре вида обследования: 1) УКО – углубленное комплексное обследование; 2) ЭКО – этапное комплексное обследование; 3) ТО – текущее обследование; 4) ОСД – обследование соревновательной деятельности. Блок контроля выполняет функцию сбора первичных психологических данных о состоянии различных объектов контроля и их количественной обработки. Каждому виду обследования соответствует определенный комплекс психологических методик.
2. Блок «Объекты контроля». Объектами контроля являются различные виды психической готовности спортсмена к деятельности: 1) общая, 2) этапная, 3) текущая, 4) непосредственная. Полученная информация об актуальном состоянии объекта контроля соотносится с моделями этих объектов. Модели разрабатываются заранее в ходе специального психологического исследования. В результате сопоставления полученных данных с модельными выявляются дефекты психической готовности спортсмена и стратегия их устранения.
3. Блок «Средства управления» выполняет функцию практического использования психодиагностических данных. Он включает комплекс средств и методов педагогического воздействия на спортсмена в целях оптимизации его деятельности: 1) воспитание и развитие; 2) формирование и обучение; 3) моделирование и коррекция; 4) гетеро – и аутовоздействия. Каждый из методов управления направлен преимущественно на формирование того или иного вида психической готовности. Эффективность применения методов воздействия определяется при повторном психологическом контроле.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спорт сегодняшнего дня — это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Спорт не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день, Это сфера становления личности и образа «Я», область, где реализуются мечты и желания, где каждый может найти свое место, Спорт — чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним, это один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый. Юный или опытный спортсмен, и его тренер одинаково нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи
В детско-юношеском спорте большое внимание уделяется родителям спортсмена
Наиболее актуальными задачами для детско-юношеского спорта с психологической точки зрения являются, прежде всего,
· изучение и психологическое обоснование воспитания личности спортсмена
· адекватная оценка и целенаправленное развитие максимальных психических возможностей спортсмена, развитие специальных психомоторных способностей
· управление психической работоспособностью спортсмена во время подготовки и участия в соревновании
· организация психологически обоснованного отбора в спортивные команды и развитие прогрессивной динамики командной деятельности
· поиск средств психического восстановления и оптимизация форм отдыха
· социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов (решение проблем межличностного общения, конфликтов и организация социально-психологических тренингов).
Механизмами привлечения практической психологии в современный массовый спорт являются профессиональное психологическое просвещение работников физической культуры и спорта через семинары, научные конференции, средства массовой информации, привлечение самих психологов. Необходимой категорией является формирование научного и практического представления у чиновников и работников физической культуры и спорта необходимости каждодневного присутствия психолога, как это сегодня есть в общеобразовательной школе. Психологическое обеспечение и сопровождение должно стать частью содержания учебно-тренировочной деятельности, вплоть до самых высоких достижений.
5 стр., 2232 слов
Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов[править | править код]
Исследования технологий психофизиологического воздействия являются неотъемлемой частью современной спортивной науки. Вклад этих исследований в спортивную практику не может быть недооценён. Придуманные и реализованные в этой области новации открыли огромные перспективы для дальнейшей рационализации подготовки спортсменов.
Инновационные исследования, подходы и практический опыт, связанные с психофизиологическим воздействием и технологиями, привлекают интерес к спортивной науке и передовой спортивной практике. Изучение применения биологической обратной связи, создания ментальных образов, искусственных сред и систем виртуальной реальности в тренировочном процессе формирует перспективную область, в которой усилия исследователей находятся в гармонии с ожиданиями практиков.
В течение последних десятилетий исследования биологической обратной связи стали очень популярны среди ученых и практиков, ищущих возможности для реализации этого метода в тренировочном процессе. В самом деле, портативные устройства обратной связи уже стали частью передовой практики подготовки; методы тренировки с биологической обратной связью вышли в полевые условия из лабораторий и обогатили арсенал средств тренировки. Точно так же создание ментальных образов в сочетании с практическим упражнениями оказалось эффективным методом, облегчающим освоение навыков движения, техники и тактики и увеличивающим эффект традиционно используемых силовых тренировок. Травмированным спортсменам ментальные образы дают возможность поддерживать технико-тактические навыки, когда их двигательная активность ограничена.
Создание искусственных сред в подготовке спортсменов открывает новые перспективы в оценке, коррекции и управлении специфической по виду спорта деятельности в заданных и полностью контролируемых условиях. Следует отметить, что одним из основоположников в создании тренажёров с искусственно управляемой средой был профессор И.П. Ратов (1994), который успешно внедрял их в подготовку ведущих советских спортеменов. К сожалению вследствие существовавших тогда ограничений для публикаций эти достижения не нашли отражения в мировой научной литературе. Хотя применение таких систем по-прежнему ограничено из-за их высокой стоимости и дорогостоящей эксплуатации, имеющиеся результаты исследований доказывают, что это направление является перспективным. Разработка систем виртуальной реальности для тренировочного процесса также связана с прогрессом и расширением применения компьютерных технологий. Использование систем ВР охватывает широкий спектр различных видов спорта и демонстрирует свой высокий потенциал в решении технико-тактических, когнитивных и других специфических по виду спорта проблем. Опыт спортсменов самого высокого уровня из разных стран показал обилие возможных вариантов его применения в основанном на ВР тренировочном процессе, его оценивании и структурировании подготовки.
Биотехнологические воздействия, такие как биологическая обратная связь, ментальные образы, искусственная среда и системы виртуальной реальности в тренировочном процессе формируют относительно новую, перспективную область спортивной науки и передовой спортивной практики. Можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки,ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь технической и специальной-физической подготовки юных боксеров.
Специальная физическая подготовка юных боксеров в годичном тренировочном цикле
Психологическая подготовка юного боксера
Средства восстановления работоспособности юных боксеров
Спортивно-оздоровительная группа как начальная ступень в раскрытии спортивного потенциала и развитии ранней одаренности юных боксеров
Методическая разработка на тему: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Методическая разработка: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ