Военная доктрина российской федерации (утв. президентом рф 25 декабря 2014 г. n пр-2976)
Содержание:
- «Слова «агитация» и «пропаганда» не подразумевают негативного подтекста»
- Государства[ | код]
- Тестирование специалистов по работе с личным составом
- История
- Позиция РФ
- Источники военной опасности
- Методы гегемона
- Предпосылки и причины введения политики военного коммунизма
- Исторические предпосылки
- Национализация промышленности
- См. также[править]
- Литература
- Из истории воспитательной работы в армии
- Список
- О новом оружии РФ
- Суть военной политики
- О связи с экономикой
- Четыре условия
- Выдающиеся выпускники
«Слова «агитация» и «пропаганда» не подразумевают негативного подтекста»
— Достаточно, Михаил Анатольевич, произнести название вашей должности — начальник Управления военно-политической пропаганды и агитации Главного военно-политического управления Вооружённых сил, и сразу понятно, чем вы занимаетесь. Вопрос в другом, что пропагандируете и за что агитируете?
— Вот у меня на столе лежат два учебника советской поры о военно-политической работе в войсках, в которых красной строкой проходит мысль о руководящей роли партии. Помните, наверное, партия — наш рулевой, партия — наше всё и так далее?.. Кстати, очень интересные книжки, и написаны они в буквальном смысле кровью.
И вот так — с большой буквы.
— Иначе говоря, пропагандируете Родину любить?
— И вы туда же… По долгу службы я в Интернете — частый гость, и не мог не заметить, что слова «пропаганда» и «агитация» там, как красная тряпка. Моментально раздаются крики: «Ах вы, пропагандисты и агитаторы!», «Вы — за Родину!»… Всегда удивляюсь, а чего так белениться? Например, словосочетание «пропаганда здорового образа жизни» ни у кого отторжения почему-то не вызывает. Загляните в толковый словарь и убедитесь, что слова «агитация» и «пропаганда» не подразумевают никакого негативного подтекста.
— Это когда нет политического контекста. Никто ведь не спорит, что фрукты есть полезно, а семья — ячейка общества.
— Вот и вспомните, с чего начинается Родина. С любви к своей земле, к жене, к семье. С уважения к согражданам наконец: чтобы места в метро уступали детям и старикам. Всё это тоже заключено в понятие «Родина». Будете спорить?
— Наверное, в метро давно не были. Сегодня там доминируют западные стандарты: здоровые мужики угрюмо сидят, уткнувшись в смартфоны, и делают вид, будто не замечают ни стариков, ни женщин, ни детей.
— Почему же не бываю. На днях наблюдал такую картину: пассажир с малолетним ребёнком стоит, а четыре здоровых пятнадцатилетних лба — наш потенциальный призывной контингент, кстати! — развалились на сиденьях, и ни с места. Меня эта картина буквально взбесила. Но поскольку я всё-таки интеллигент в третьем поколении, то пришлось сдержаться и вежливо поинтересоваться: «Может, вы инвалиды или пенсионеры? Или вы беременные?..» Вот вам наглядный пример пропаганды, пусть и на бытовом уровне, нормальных отношений в обществе. Человеческих отношений. Но самое прискорбное, что другие-то пассажиры промолчали…
— Это вы — профессиональный пропагандист и агитатор. А где взять столько специалистов вашего профиля, чтобы хватило на все вагоны метро и салоны автобусов?
— Чтобы вот так — на индивидуальном уровне победить социальную дремучесть, даже целого войска пропагандистов и агитаторов не хватит. Подозреваю, что будете смеяться, но как поступили товарищи большевики, когда пришли к власти?
Армия тогда была в чистом виде рабоче-крестьянской и на 80% неграмотной, поэтому было принято решение провести тотальный ликбез и развернуть сеть изб-читален. Это для того, чтобы люди могли читать книги и самообразовываться. Сейчас у нас, конечно, другие времена, но поскольку сегодня образование — это услуга (в том числе платная), дремучесть снова стал проблемой.
Вот так — брать и говорить: «Обязательно прочитай эту книгу!» И кто это сделает, если не мы?
— Издержки современного образования известны. Но чтобы что-то исправить, надо уметь разговаривать с нынешним поколением на их языке.
— Сейчас молодёжь называют поколением большого пальца — строчат сообщения на смартфонах с невероятной скоростью. Даже моя четырёхлетняя дочь проникает в дебри Интернета быстрее, чем я, несмотря на моё высшее образование. Это у них на генетическом уровне. И пропагандисту, конечно же, надо уметь разговаривать с молодёжью на их языке. Только не опускаться до языка Эллочки-людоедки с запасом в тридцать слов. Это должен быть диалог с авторитетным старшим товарищем, умным, знающим, а главное — убедительным.
Государства[ | код]
Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.
Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике строительства военного. Нередко в её рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данного государства. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике государства.
Поэтому можно сказать, что политика оборонная (политика в области обороны) и есть политика государства, направленная на надёжную защиту государства от внешней угрозы (внешнего нападения). Она вырабатывается и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.
На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем, в которых военная политика имеет свои особенности:
|
|
|
|
Цели | код
- предотвращение войн и военных конфликтов (пацифизм);
- Переход от мирного к вооруженному достижению внешнеполитических целей (милитаризм);
- обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства;
- подготовка государства, народа и вооружённых сил к отпору любому агрессору;
- укрепление военной мощи государства;
- Военный переворот как способ замены политических элит военными элитами;
- Ослабление другой страны в военной и экономической сфере методом уничтожения населения (геноцид);
- развитие оборонной промышленности;
- всестороннее совершенствование военного строительства;
Тестирование специалистов по работе с личным составом
Картаполов также отметил, что Минобороны планирует провести переаттестацию кадров органов по работе с личным составом при формировании новой системы военно-политической работы в ВС.
«Формирование нового института военно-политической работы в Вооруженных силах ставит в повестку дня вопрос о его кадровом обеспечении. Первый шаг на этом пути — переаттестация кадров органов по работе с личным составом», — сказал Картаполов.
По его словам, должности заместителей командиров по военно-политической работе должны занять инициативные, ответственные, творчески мыслящие офицеры, имеющие хорошую профессиональную подготовку, прочный общекультурный базис.
Замминистра подчеркнул, что остро стоит вопрос модернизации системы подготовки военно-политических кадров в военно-учебных заведениях и необходимости создания нормативной базы для подготовки специалистов военно- политической работы.
«Имеется в виду разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки с учетом предлагаемой модели военно-политического работника», — пояснил он.
По его словам, в направлении подготовки кадров «Военному университету предстоит серьезно нарастить свои усилия». «Мы должны готовить специалистов так, чтобы они были функциональны в системе коммуникаций всех институтов нашего общества, имею в виду различные общественно- политические движения, религиозные конфессии, экспертные сообщества и так далее. Замкнутость только в нашей армейской среде не даст желаемого результата в формировании позитивного сознания военнослужащего», — заключил Картаполов.
История
5 ноября 1919 года в Петрограде (в 1924-1991 годах — Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) на базе курсов агитаторов «вследствие недостатка учителей для красноармейских школ грамот, за отсутствием кадров опытных инструкторов-организаторов, а также лекторов-агитаторов» был образован Учительский институт Красной Армии. Тогда же ему было присвоено имя Николая Толмачева (1895-1919), одного из первых организаторов политпросветительской работы в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Занятия в институте начались 21 ноября 1919 года, первыми слушателями стали 300 человек. С 1922 года институт выпускал инструкторов-руководителей и организаторов-пропагандистов для политотделов бригад и дивизий, политуправлений округов и флотов, с 1923 года — в том числе кадры старшего и высшего политического состава РККА и флота. В 1925 году этот военный вуз преобразовали в Военно-политическую академию им. Н. Г. Толмачева, в 1934 году она была удостоена ордена Ленина. В 1938 году академию перевели из Ленинграда в Москву, ей был присвоено имя В. И. Ленина. Всего в 1920-1941 годах учебное заведение подготовило более 5 тыс. политработников.
В 1930-х и 1940-х годы был образован ряд других военно-учебных заведений, правопреемником которых считается современный ВУМО. В их числе были Ярославская военно-хозяйственная школа (1935, с 1941 года — Военно-финансовое училище Красной армии); Военный факультет при Московской консерватории (1935); Брянское военно-политическое училище (1939, с 1947 года — Львовское высшее военно-политическое училище); Военно-юридическая академия РККА (1939); Военные факультеты западных и восточных языков (1940, в 1942 году были объединены в Военный институт иностранных языков).
С началом Великой Отечественной войны академию перевели на ускоренную подготовку кадров политсостава, а с 1943 года преобразовали в Высшие армейские военно-политические курсы. Всего в 1941-1945 годах для действующей армии было подготовлено свыше 12 тыс. политработников. За эти же годы Военный институт иностранных языков подготовил около 4,5 тыс. переводчиков; Военно-финансовое училище — более 3,5 тыс. специалистов; Брянское военно-политическое училище — около 8 тыс. политработников.
7 мая 1947 года Военно-политическая академия им. В. И. Ленина была восстановлена и начала готовить работников политорганов для всех видов и родов войск ВС СССР. 1 августа 1974 года на базе Военного института иностранных языков был создан Военный институт Минобороны СССР — крупный многопрофильный вуз, готовивший в т. ч. военных переводчиков, филологов, журналистов и юристов (Военно-юридическая академия была расформирована в 1956 году).
После распада СССР Военно-политическую академию в 1992 г. преобразовали в Гуманитарную академию ВС РФ, а на базе Военного Краснознаменного института Минобороны и военно-финансового факультета при Московской финансовой академии правительства РФ в 1993 году создали Военную академию экономики, финансов и права.
В 1994 году Гуманитарную академию ВС РФ объединили с Военной академией экономики, финансов и права, присвоив вузу нынешнее наименование — Военный университет Минобороны РФ. В 1990-х и 2000-х годах в состав ВУМО вошли ярославский Военный финансово-экономический институт, Московская военная консерватория и др. военные учебные заведения.
С 1994 года ВУМО выпустил в общей сложности более 18 тыс. офицеров.
Позиция РФ
В МИД указали, что российская сторона внимательно отслеживает агрессивные устремления Вашингтона, тщательно анализирует возможные последствия. «Россия занимает диаметрально противоположную позицию, отдавая приоритет использованию и исследованию космоса исключительно в мирных целях, предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Ключевой инициативой остается российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), обновленная версия которого была внесена на рассмотрение Конференции по разоружению (КР) несколько лет назад», — отметили в российском дипведомстве.
«Все существующие и любые дополнительные озабоченности государств по поводу оружия в космосе могут и должны быть решены за столом переговоров по ДПРОК на КР. Будем продолжать активную, ориентированную на получение конкретных результатов работу на этом направлении», — добавили в МИД РФ.
«Призываем США занять ответственную позицию. Напоминаем, что все предыдущие попытки Вашингтона обеспечить себе превосходство в военной сфере неизменно заканчивались ростом напряженности и опасными витками гонки вооружений», — говорится комментарии. В министерстве также предупредили, что «оружейное противостояние в космосе может иметь пагубные последствия для международной безопасности и стратегической стабильности».
В МИД РФ также отметили, что Россия готова обсуждать всю проблематику космической деятельности в рамках российско-американского диалога, договоренность об организации которого была достигнута в январе.
«Видим возможность для снятия взаимных озабоченностей в рамках полноценного содержательного российско-американского диалога по широкому кругу вопросов безопасности космической деятельности, договоренность об организации которого была достигнута еще 16 января, — указали в дипведомстве. — Подтверждаем готовность к обсуждению всей проблематики космической деятельности с участием представителей заинтересованных ведомств и организаций обеих сторон».
Источники военной опасности
Это вопрос очень обширный. Он затрагивает то положение, которое занимает Россия в современном мире. Военная политика государства направлена в первую очередь на поддержание бесконфликтных отношений с другими странами. Кроме того, есть ряд проблем, связанных с межэтническими и межрелигиозными разногласиями, возникшими на территории России. Все эти сложные вопросы приходится решать политическими инструментами. Военные угрозы делятся на уровни. Вероятность использования ядерного оружия относится к глобальным. Угроза применения армий соседями — региональная. К локальным относятся конфликты между субъектами РФ на религиозной, межэтнической, межконфессиональной и иных основах. По-видимому, в современном мире и экономические войны следует отнести к глобальным угрозам. Особенно если учесть, что президент США не гнушается в своих выступлениях высказывать идеи о необходимости давления на валюты и промышленности других стран.
Методы гегемона
Невозможно говорить о том, что значит военное дело для мировой политики, не затронув деятельность США в данном направлении. Всем известно, что у гегемона самая сильная армия в мире (была до недавнего времени). Однако современна история не содержит данных о победных ее применениях. Американцы не смогли победить народ Вьетнама, показали маленькую эффективность на Ближнем Востоке. Они наращивали свою военную мощь не для практического применения оружия. Оно было инструментом давления на «соседей по планете». Войска на деле применялись только против маленьких стран, в которых отсутствовала как таковая армия. Вспомним историю Гренады. Остров и правда был захвачен военной силой. Но там и сопротивления особого не было из-за отсутствия элементарных систем вооружения, сопоставимых с американскими. Этот случай — явный пример использования военной мощи как способа давления. Мол, кто нас не слушается, к тому плывет шестой флот.
Предпосылки и причины введения политики военного коммунизма
С победой Октябрьской революции новая власть начала самые смелые преобразования в стране. Однако начавшаяся Гражданская война, а также крайнее истощение материальных ресурсов привели к тому, что перед правительством встала проблема поиска решений своего спасения. Пути были до крайности жесткие и непопулярные и получили название «политика военного коммунизма».
Некоторые элементы этой системы были заимствованы большевиками из политики правительства А. Керенского. Также проходили реквизиции, и практически был введен запрет на частную торговлю хлебом, тем не менее государство держало под контролем его учет и заготовку по стойко низким ценам.
На селе полным ходом шел захват помещичьих земель, которые крестьяне сами делили между собой, по едокам. Этот процесс осложнялся и тем, что в деревню вернулись озлобленные бывшие крестьяне, но в военных шинелях и с оружием. Поставки продовольствия в города практически прекратились. Начиналась крестьянская война.
Исторические предпосылки
Начать следует с того, что военное дело еще древним людям представлялось особым, полезным общине искусством. Умение создавать и применять оружие делало племя сильнее. Оно имело возможность отстаивать свои и захватывать чужие территории, следовательно, было более жизнеспособным. Развивалось военное дело по-разному. Одни нации оттачивали стратегию нападения, другие придумывали механизмы защиты. Суть же оставалась приблизительно одной и той же. Перед людьми стояла важная задача по защите жизни соплеменников и территории, позволяющей общине воспроизводится. По словам историков, наибольшую значимость вопрос приобрел с созданием государства. Этому образованию потребовался механизм отстаивания самого права на существование. На первый план в межгосударственных отношениях военная политика вышла в двадцатом веке. Часть стран взяли курс на милитаризацию, ставя во главу угла мощь оружия. При этом страдали простые жители этих и соседних государств. Им приходилось нести на своих плечах тяготы многочисленных локальных контактов и двух мировых войн. С развитием технологий военная политика обретает более изощренные механизмы воздействия на «соседей по планете». Нынче уже не обязательно применять оружие. Достаточно угрозы введения его в действие.
Национализация промышленности
Первые национализации начались при Временном правительстве. Именно в июне-июле 1917 года началось «бегство капитала» из России. Среди первых, кто покинул страну, были иностранные предприниматели, за ними потянулись и отечественные промышленники.
Ситуация усугубилась с приходом к власти большевиков, но здесь появился новый вопрос, как поступить с предприятиями, оставшимися без хозяев и управленцев.
Первенцем национализации стала фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова. Дальше этот процесс уже остановить было нельзя. Предприятия национализировались практически ежедневно, и в руках советского государства к ноябрю 1918 года было уже 9542 предприятия. К концу периода военного коммунизма национализация была в целом завершена. Во главе всего этого процесса стал Высший совет народного хозяйства.
См. также[править]
- «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
- «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
- «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
Литература
УКАЗ Президента России от 05.02.2010 № 146 «О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Энциклопедии
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
- ;
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
- Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
- В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.
Учебные пособия и научные труды
- Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
- Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8
Публицистика
П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.
Историческая литература
Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;
Из истории воспитательной работы в армии
За пределами военных учебных заведений в русской армии до 1917 году не существовало ни системы воспитательной работы в ее современном виде, ни специальных структур для организации и проведения такой работы. Воспитанием и обучением личного состава занимались командиры всех уровней. При этом еще в 1766 году императрицей Екатериной II был утвержден устав Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса, которым были впервые введены должности офицеров-воспитателей.
Помимо офицеров, в воспитании личного состава исторически принимали участие священнослужители. Так, в XVII веке в боевых походах стрелецких полков принимали участие священники. В 1890 году указом императора Александра III было образовано Управление церквами и духовенством военного ведомства во главе с протопресвитером военного и морского ведомства. Военные священники приравнивались к военным чинам и пользовались соответствующими льготами.
Первым нормативным документом по организации воспитательной работы с нижними чинами армии и флота стало специальное приложение к утвержденному в 1910 году Уставу внутренней службы.
После Февральской революции в марте 1917 года Исполнительный комитет Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов постановил «при всех воинских частях и при военных властях» иметь комиссаров — представителей политического руководства государства, которые должны были осуществлять политическое наблюдение за личным составом. В августе того же года в системе центральных органов военного управления было образовано Политическое управление Военного ведомства, отвечавшее за борьбу с недовольством и брожением в войсках.
Список
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Ю
- Я
- Абрамова Ирина Олеговна
- Аватков Владимир Алексеевич
- Авдеев Александр Алексеевич
- Авдеев Евгений Николаевич
- Авдеев Юрий Алексеевич
- Авксентьев Виктор Анатольевич
- Агаджанян Виктор Сергеевич
- Адамишин Анатолий Леонидович
- Адмидин Андрей Генрихович
- Айдынбеков Эльмар Феррухович
- Акимов Александр Владимирович
- Александров Даниил Александрович
- Алексеев Александр Иванович
- Алексеева Татьяна Александровна
- Алексеенкова Елена Сергеевна
- Алешковский Иван Андреевич
- Аликберов Аликбер Калабекович
- Алимардонова Турсин Холмуродовна
- Амвросова Марина Николаевна
- Амелин Веналий Владимирович
- Аминов Баходир
- Андреева Юлия Витальевна
- Андриченко Людмила Васильевна
- Анисимов Александр Леонидович
- Антонов Анатолий Иванович
- Антошин Валерий Алексеевич
- Антюшин Сергей Сергеевич
- Арбатов Алексей Георгиевич
- Арбатова Надежда Константиновна
- Арефьев Александр Леонардович
- Арзуманов Игорь Ашотович
- Арин Олег Алексеевич
- Артоболевский Сергей Сергеевич
- Арутюнов Сергей Александрович
- Арутюнов Михаил Георгиевич
- Арутюнян Юрик Вертанович
- Аршинцева Ольга Алексеевна
- Астахов Евгений Михайлович
- Атаниязова Юлдуз Аминовна
- Аукуционек Сергей Павлович
Пред.
1
След.
О новом оружии РФ
Следует отметить, что условия реализации военной политики странами меняются стремительно. На знаменитый залп ракетами «Калибр» из Каспийского моря пока не все партнеры успели отреагировать. Но смысл его уяснили. Эти новые системы поставили крест, как говорят специалисты, на мощи военных флотов НАТО и США. Американские политологи указывают на то, что авианосцы превратились в один момент из прекрасного механизма влияния в груду металлолома. Их дороговизна в производстве и содержании никак не соответствует отсутствию эффективности в новых условиях. Нынче уже генералы НАТО без стеснения указывают на критическое отставание от РФ в развитии вооружений.
Суть военной политики
Этот термин скрывает за собой целый механизм, состоящий из государственных органов, а порой и частных структур. Используется такая политика, как и в древности, для защиты интересов страны и ее граждан. После Второй мировой войны на первое место в целеполагании выходит сохранение суверенитета и целостности государства. Ведь методы влияния на страны меняются, совершенствуются. Ныне необязательно вводить войска, чтобы добиться разрушения государства. Все мы читаем и анализируем новости из Украины. На нее никто не нападал, но система власти в этой стране, общественная жизнь деградируют быстрыми темпами. Нельзя отрицать, что это результат особой политической игры, проводимой мировым гегемоном. Система влияния, связанная с военным искусством, делится на внешнюю и внутреннюю стороны. Если возникают угрозы со стороны иных держав, приходится применять политические инструменты в их отношении. Внутренняя нестабильность заставляет использовать для разрешения вопросов в обществе также военную политику. То есть с ее помощью государство решает ряд задач по сохранению своего существования.
О связи с экономикой
В современном мире невозможно рассматривать военную политику отдельно от других направлений деятельности государств. Процессы глобализации объективно приводят к тому, что все сферы общественной жизни переплетаются между собой. Вооружения создаются, развивая науку и промышленность. Предприятия платят налоги и дают работу жителям стран. Они же конкурируют за рынки сбыта. Военная политика государства очень плотно связана с его экономикой. Стоит только посмотреть на новостные ленты. Там постоянно приводится информация о том, как производители ведут борьбу за контракты. Тем более что продажа вооружений приносит стране не только прибыль, но и политическое влияние
В этой связи необходимо указать на важность развития собственного военно-промышленного комплекса. Оборонная политика сильных стран учитывает это обстоятельство
Покупать оружие на стороне, значит, попасть в полную зависимость от производителя. Руководство РФ учитывает в своей политике эти риски.
Четыре условия
В основах госполитики перечислены четыре условия, определяющие возможность применения РФ ядерного оружия,. Это — «поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников; применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников; воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил; агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
На Министерство обороны возложено осуществление непосредственное планирование и проведение мероприятий организационного и военного характера в области ядерного сдерживания. А силы ядерного сдерживания включают ядерные силы наземного, морского и воздушного базирования.
Выдающиеся выпускники
Около 300 выпускников ВУМО и вузов — его предшественников были в разное время удостоены звания Героя Советского Союза, 15 — Героя Социалистического Труда, 15 — Героя России. В число известных выпускников входят государственные деятели, военачальники, ученые, дипломаты, юристы, спортсмены и др. Это, в частности историк-востоковед и дипломат Михаил Капица; журналист и писатель Всеволод Овчинников; личный переводчик руководителей СССР Виктор Суходрев; хоккеист Владислав Третьяк; космонавты Виталий Жолобов, Виталий Севастьянов, Виктор Горбатко и Петр Климук; дирижер и композитор Константин Иванов, хоровой дирижер Сурен Баблоев; российский государственный деятель Сергей Степашин и др.