Международное сотрудничество государств (стр. 1 из 2)

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные — ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные — Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 17.3. Межнациональное сотрудничество в современном мире

Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках даже крупного государства. Идет процесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.

Яркий пример — Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов — постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтии. Намечается дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европейское гражданство, единая валюта — евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами — участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.

Существует и другой путь межнациональной интеграции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.

Путем межнациональной интеграции, признавая этнокультурные различия, успешно идут большинство демократических государств Западной Европы, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением.

Международное сотрудничество

Организация Объединенных Наций

2014 год HTML PDF
Конвенция Организации Объединенных Наций о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами на основе международных договоров   235 KB
«Венская программа действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014–2024 годов» – итоговый документ второй Конференции Организации Объединенных Наций по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю   442 KB
«Программа действий по ускоренному развитию малых островных развивающихся государств («Путь Самоа»)» – итоговый документ третьей Международной конференции по малым островным развивающимся государствам   482 KB
2012 год HTML PDF
Токийская рамочная программа взаимной подотчетности – итоговый документ Токийской конференции по Афганистану (8 июля 2012 г.) 155 KB
2003 год HTML PDF
Соглашение между ООН и Всемирной туристской организацией 44 KB 201 KB
2001 год HTML PDF
Соглашение о взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Организацией по запрещению химического оружия 38 KB 184 KB
Соглашение о делимитации границы между Республикой Македонией и Союзной Республикой Югославией 17 KB 143 KB
2000 год HTML PDF
Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) 60 KB 206 KB
Соглашение о регулировании взаимоотношений между ООН и Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 36 KB 70 KB
Международный договорный инструмент по сотрудничеству в области джута и джутовых изделий 2000 года   195 KB
1999 год HTML PDF
Базельский протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления 78 KB 1.2 MB
1998 год HTML PDF
Cоглашение о сотрудничестве и взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Международным трибуналом по морскому праву 36 KB 57 KB
Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Фондом Организации Объединенных Наций   173 KB
Соглашениe между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование   71 KB
Соглашение о свободном транзите через территорию Республики Хорватии в порт Плоче и из него и через территории Боснии и Герцеговины в Неуме   68 KB
Соглашение об установлении особых отношений между Республикой Хорватией и Федерацией Боснии и Герцеговины   68 KB
1986 год HTML PDF
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями    843 KB
1985 год HTML PDF
Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию 45 KB 502 KB
1977 год HTML PDF
Соглашение между  Организацией Объединенных Наций и Международным фондом сельскохозяйственного развития   381 KB
Соглашение о сотрудничестве и взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Всемирной туристской организацией 22 KB 209 KB
1975 год HTML PDF
Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера     1.6 MB
1974 год HTML PDF
Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией интеллектуальной собственности 39 KB 439 KB
Хартия экономических прав и обязанностей государств 54 KB 780 KB
1973 год HTML PDF
Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества 13 KB 202 KB
1960 год HTML PDF
Принципы, которыми государства — члены Организации должны руководствоваться при разрешении вопроса о том, обязаны ли они передавать информацию, предусмотренную статьей 73 е Устава  Организации Объединенных Наций 17 KB 308 KB

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения — Европейский союз, Евразийский экономический союз, неправительственное объединение — международная экологическая организация «Гринпис». Координация работы международных объединений осуществляется специально созданными институтами — секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура — это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран

Принята резолюцией 51/122 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1996 года

1. Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (далее именуемое «международным сотрудничеством») осуществляется в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава Организации Объединенных Наций и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Оно осуществляется на благо и в интересах всех государств, независимо от степени их экономического, социального и научно-технического развития, и является достоянием всего человечества. Особо следует учитывать потребности развивающихся стран.

2. Государства вольны определять все аспекты своего участия в международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на справедливой и взаимоприемлемой основе. Договорные условия таких совместных проектов должны быть справедливыми и разумными, и они должны полностью согласовываться с законными правами и интересами соответствующих участников, такими, например, как права на интеллектуальную собственность.

3. Всем государствам, особенно тем, которые располагают соответствующим космическим потенциалом и программами исследования и использования космического пространства, следует содействовать поощрению и укреплению международного сотрудничества на справедливой и взаимоприемлемой основе

В этом контексте особое внимание следует уделять благу и интересам развивающихся стран и стран, космические программы которых зародились в ходе осуществления такого международного сотрудничества со странами, обладающими более совершенным космическим потенциалом

4. Международное сотрудничество следует осуществлять в таких формах, которые соответствующие страны считают наиболее эффективными и надлежащими, включая, в частности, правительственное и неправительственное, коммерческое и некоммерческое, глобальное, многостороннее, региональное или двустороннее, а также международное сотрудничество между странами, находящимися на всех уровнях развития.

5

Международное сотрудничество, с особым учетом потребностей развивающихся стран, должно быть направлено, в частности, на достижение следующих целей, принимая во внимание их потребность в технической помощи и рациональном и эффективном распределении финансовых и технических ресурсов:. 6

Национальным и международным учреждениям, научно-исследовательским институтам, организациям по оказанию помощи в целях развития, а также развитым, равно как и развивающимся странам следует учитывать соответствующее применение космических достижений и возможности международного сотрудничества при достижении ими своих целей в области развития

6. Национальным и международным учреждениям, научно-исследовательским институтам, организациям по оказанию помощи в целях развития, а также развитым, равно как и развивающимся странам следует учитывать соответствующее применение космических достижений и возможности международного сотрудничества при достижении ими своих целей в области развития.

7. Следует усилить роль Комитета по использованию космического пространства в мирных целях, в том числе как форума для обмена информацией о национальной и международной деятельности в области международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства.

8. Следует поощрять все государства к тому, чтобы они содействовали осуществлению Программы Организации Объединенных Наций по применению космической техники и других инициатив в сфере международного сотрудничества в соответствии со своими возможностями в космической области и степенью своего участия в исследовании и использовании космического пространства. 

1Резолюция 2222 (XXI), приложение.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции — это Европейский союз. Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector