Охрана труда
Содержание:
- 14 февраля 2004 года — обрушение крыши аквапарка «Трансвааль»
- 17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС
- 2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»
- 23 февраля 2006 года — обрушение кровли Басманного рынка
- 5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»
- Примеры крупных гидродинамических аварий
- Виды аварий на гидродинамически опасных объектах
- 12 августа 2000 года — гибель атомной подлодки «Курск»
- Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий
- Вывод
- Библиографический список:
- 4 июля 2001 года — катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
14 февраля 2004 года — обрушение крыши аквапарка «Трансвааль»
В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.
Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.
17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция — Саяно-Шушенская — была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.
Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.
Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в «нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц».
2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»
В результате взрыва метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.
За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.
23 февраля 2006 года — обрушение кровли Басманного рынка
Image caption
Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации
Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее — следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.
Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор «Трансвааль-парка», крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.
5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»
Image caption
Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу
Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.
Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.
Примеры крупных гидродинамических аварий
Я бы хотела привести несколько самых запомнившихся аварий в истории на протяжении нескольких лет, чтобы убедиться насколько это страшно и опасно. Одним из примером является плотина Сент-Франсис в Калифорнии навсегда вошла в аналоги инженерной геологии как трагический пример человеческой беспечности. Она была построена в 70 км от Лос-Анджелеса в каньоне Сан-Франциско с целью накопления воды для последующего ее распределения по водопроводу Лос-Анджелеса.
Заполнять водохранилище начали в 1972 г., но вода достигла максимального уровня лишь 5 марта 1928. К тому времени просачивание воды через платину уже вызывало беспокойство у местных жителей, но необходимых мер принято не было. Наконец, 12 марта 1928 г. Вода прорвалась через толщу грунта, и под ее напором плотина рухнула. Свидетелей катастроф в живых не осталось. Это было страшное зрелище. Вода промчалась по каньону как стена высотой около 40 м. Через 5 минут она снесла электростанцию, находившуюся в 25 км. вниз по течению. Все живое, все постройки были уничтожена. Затем вода устремилась в долину. Здесь ее высота уменьшилась, а разрушительная сила несколько ослабела, но осталось достаточно опасной. Немногим в верхней части долины удалось остаться в живых. Это были люди, случайно, случайно спасшиеся на деревьях или на плывущих в потоке обломках. К тому времени, когда наводнение достигло прибрежной равнины, оно представляю собой грязную волну шириной 3 км, катившуюся со скоростью быстро идущего человека. Позади волны долина была затоплена на 80км.. во время этого наводнения погибло более 600 человек. Обрушение плотины Сент-Франсис стало примером того, как не надо строить гидротехнические сооружения.
Так же, В июне 1993 г. произошли прорыв плотины Кисилевского водохранилища на р.Какве и сильное наводнение в г. Серове Свердловской области. Чрезвычайная ситуация возникла вследствие катастрофического паводка, образовавшегося в результате сильных дождей и заключительной фазе весеннего половодья.С резким подъемом воды в р.Какве произошло затопление 60 км2 в ее пойме, жилых массивов г.Серова и девяти других населенных пунктов. От наводнения пострадали 6,5 тыс., из них 12 погибли. В зону затопления попали 1772 дома, из них 1250 стали непригодными для жилья. Пострадали многие промышленные и сельскохозяйственные объекты.
Крупные гидродинамические аварии случаются в мире не так уж редко. По данным ЮНЭСКО за последние 180 лет произошло более 300 крупных гидродинамических аварий. В нашей стране 256 гидротехнических сооружений эксплуатируются без реконструкции и капитального ремонта уже более 50 лет, а это увеличивает вероятность возникновения на них гидродинамических аварий. Об этом свидетельствуют данные МЧС России.
События и факты, способствующие возникновению гидродинамических аварий, могут накладываться по времени. Пример — катастрофа в Казахстане и авария в Палласовском р-не. В обоих случаях весенний паводок, активное таяние снегов и обильные дожди привели к непредсказуемым последствиям.
Виды аварий на гидродинамически опасных объектах
Гидродинамические аварии – аварии на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.
Затопления – это покрытие территории водой. Под термином «затопления» здесь и в дальнейшем имеется в виду затопление местности при разрушении гидротехнических сооружений.
На затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления:
Первая зона непосредственно примыкает к гидросооружению и простирается на 6-12 км. от него. Высота волны может достигать здесь нескольких метров. Характерен бурный поток воды со скоростью течения 30 км/ч и более. Время прохождения волны 30 мин.
Вторая зона-зона быстрого течения (15-20 км/ч). Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны 50-60 км.
Третья зона-зона среднего течения (10-15 км/ч) протяженность до 30-50 км. Время прохождения волны 2-3 ч.
Четвертая зона- зона слабого течения (разлива). Скорость течения здесь может достигать 6-10 км/ч. Протяженность зоны в зависимости от рельефа местности может составлять 35-70 км.
Зона катастрофического затопления – зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены или уничтожены материальные ценности, в первую очередь здания и другие сооружения.
В нашей стране существует более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3. Гидротехнические сооружения, эксплуатируются на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов, являются потенциально опасными объектами.
Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) них. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, запруды, дамбы, бассейны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростанций и сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов и сельскохозяйственных угодий. Гидродинамические сооружения напорного фронта подразделяют на постоянные и временные.
Постоянными называют гидротехнические сооружения,используемые для выполнения каких-либо технологических задач (для производства электроэнергии, мелиорации территории и т. п.).
К временным относят сооружения, используемые в период строительства и ремонта постоянных гидротехнических сооружений.
Кроме того, гидротехнические сооружения подразделяют на основные и второстепенные.
К основным относят сооружения напорного фронта, прорыв которых повлечет за собой нарушение нормальной жизнидеятельности населения близлежащих населенных пунктов, разрушение, повреждение жилых зданий или объектов народного хозяйства. Этих сооружений в России около 40.
К второстепенным относят гидротехнические сооружения напорного фронта, разрушение или повреждение которых не повлечет за собой существенных последствий. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий, связанных с разрушением гидротехнических сооружений,- волна прорыва и затопление местности.
12 августа 2000 года — гибель атомной подлодки «Курск»
Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск» с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.
Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. «Курск» считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели «Курска» утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.
Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий
Главная рекомендация состоит в том, чтобы все жители затапливаемых зон, прилегающих к аварийным ГТС, хорошо знали возможные опасности, были обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время затопления. С получением прогноза или сигнала тревоги население оповещается через сеть радио- и телевизионного вещания. По сигналу оповещения об угрозе затопления население должно немедленно эвакуироваться. При эвакуации из дома необходимо взять с собой документы, ценности, вещи первой необходимости, запас питьевой воды и продукты питания на 2-3 суток. Перед тем как покинуть дом, квартиру, необходимо выключить электричество и газ, плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. При внезапном наступлении катастрофического затопления для спасения от удара волны прорыва необходимо занять ближайшее возвышенное место, взобраться на ствол крупного дерева, на верхние ярусы прочных сооружений. Если поблизости нет подходящих строений, нужно спрятаться за любую преграду, которая можем защитить от движущейся воды: дорожную насыпь, большие камни, деревья (лучше наиболее отдаленные от места прорыва воды и крепко укоренившиеся). Необходимо держаться за дерево, камень или другие выступающие предметы, иначе воздушная вол на и потоки воды могут протащить по камням, другим твердым предметам, ударить о них.
В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва следует нырнуть в глубину у основания волны. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных плавающих средств постарайтесь выбраться на на сухое место, лучше всего на насыпь дороги или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории. После спада воды люди торопятся вернуться в свое жилье
При этом следует помнить о мерах предосторожности
Следует остерегаться порванных или провисших электрических проводов. О повреждениях и разрушении водопроводных, газовых и канализационных магистралей надо немедленно сообщить в аварийные службы и организации. Попавшие в воду продукты категорически запрещается применять в пищу. Запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены, а колодцы с питьевой водой осушены путем выкачивания из них загрязненной воды.
Прежде чем войти в здание после наводнения, следует убедиться, что его конструкции не претерпели явных разрушений и не представляют опасности для людей. Помещение необходимо в течение нескольких минут проветрить, открыв входные двери или окна. При осмотре внутренних комнат здания (дома) не рекомендуется применять спички или свечи в качестве источника света, так как в воздухе может присутствовать газ из поврежденных газовых магистралей. Для этой цели лучше всего использовать электрические фонари. До проверки специалистами состояния электрической сети нельзя пользоваться источниками электроэнергии. Соблюдение перечисленных правил поведения позволяет существенно снизить материальный ущерб и сохранить жизнь людей, проживающих в опасных районах, подверженных затоплению.
Вывод
Каждая авария страшна по-своему, и, подводя итог данной работы, можно сделать вывод о том, что гидродинамическая авария это страшная ситуация, оказавшись в которой необходимо действовать сообща и не поддаваться приступам паники. Если все делать размеренно и аккуратно, то и исход будет положительным и благоприятным. Главное, знать, что нужно делать в такой ситуации и не растеряться.
Библиографический список:
- Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов: Изд-во СПБ, 2006. 302 с.
- Мулин М.Д. ОБЖ. Гидродинамические аварии// : http://do.gendocs.ru/docs/index-42118.html
- Тихомиров А.Ю. Гидродинамические аварии // : http://litn-andrei.narod.ru/p15aa1.html
- Хаматгалаев Э. Р. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях// :http://referat.znate.ru/text/index-76336.html
4 июля 2001 года — катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
Самолет авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом
Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании «Сибирь» не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.