Гост р 56091-2014 техническое расследование и учет аварий и инцидентов на объектах единой и региональных систем газоснабжения

Основы медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий

Успех ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий обеспечивается

  • своевременным оповещением работников объекта и населения прилегающих зон о радиационной опасности и необходимости принятия мер по ограничению возможного облучения;
  • способностью медицинского персонала медико-санитарной части объекта и учреждений здравоохранения района обеспечить диагностику радиационного поражения и оказание первой врачебной помощи пострадавшим;
  • своевременным (в первые часы и сутки) прибытием в зону поражения специализированных радиологических бригад гигиенического и терапевтического профилей;
  • наличием четкого плана эвакуациипораженных в специализированный радиологическийстационар;
  • готовностью специализированного радиологического стационара к приему и лечению пострадавших;
  • готовностью системы здравоохранения (в том числе службы медицины катастроф) местного и территориального уровня к медико-санитарному обеспечению населения.

Основные силы и средства, способные в настоящее время решать вопросы по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий, представлены медицинскими учреждениями и формированиями Минздрава, МВД, МПС, Минобороны, МЧС России и др.

В Минздраве России это: медицинские учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем (ФУ «Медбиоэкстрем»); Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном, региональном и территориальном уровнях; Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»); научно-исследовательские институты и учреждения Минздрава России и РАМН.

На территориальном (объектовом) уровне на базе медсанчастей стационарных радиационно опасных объектов имеются штатные (отделение скорой помощи, здравпункт, спецприемное отделение, специализированное отделение, промсанлаборатория, биофизическая лаборатория центра госсанэпиднадзора) и нештатные (специализированные бригады быстрого реагирования) формирования.

При центрах госсанэпиднадзора территориального уровня функционируют радиологические лаборатории. В составе ВЦМК «Защита» имеются отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях и специализированная радиологическая бригада.

Организация медико-санитарного обеспечения при радиационной аварии включает:

  • оказание доврачебной и первой врачебной медицинской помощи пораженным;
  • квалифицированное и специализированное лечение пораженных в специализированных лечебных учреждениях;
  • амбулаторное наблюдение и обследование населения, находящегося в зонах радиационного загрязнения местности.

На 100 человек, оказавшихся в зоне аварии, необходимы 2-3 бригады для оказания первой врачебной помощи в течение 2 часов.

Важным разделом медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий аварии является организация медицинского наблюдения за людьми, вынужденными находиться различное время в зонах радиоактивного загрязнения местности.

К этой категории относятся:

  • призванные для ликвидации аварии на втором (промежуточном) и третьем (восстановительном) этапах ее развития — ликвидаторы;
  • население, остающееся в зонах радиоактивного загрязнения до эвакуации или до завершения эффективной дезактивации района проживания.

При небольшом числе пораженных все они подлежат эвакуации в ближайшие после аварии сроки в специализированные (радиологические) лечебные учреждения для диагностики и последующего стационарного лечения.

При значительном числе поражений действует следующая схема:

  • лица с ОЛБ I степени, не имеющие клинических проявлений болезни (облучение в дозе до 2 Гр), после купированных симптомов первичной реакции могут быть оставлены на амбулаторном лечении; это же относится и к получившим легкие местные поражения (доза местного облучения до 12 Гр);
  • лица, получившие облучение в дозе свыше 2 Гр, подлежат эвакуации в специализированные лечебные учреждения не позднее исхода первых суток после облучения;
  • в специализированных лечебных учреждениях при большом числе поступивших пораженных с крайне тяжелой и острейшей формами ОЛБ пациенты могут получать лишь симптоматическое лечение.

Классификация

Существует несколько критериев классификации катастроф. К ним относятся: нанесенный ущерб, время протекания, площадь охвата, количество жертв и другие. Одним из самых распространенных критериев является природа происхождения. По этому признаку обычно выделяют:

  • Антропогенные катастрофы – возникают из-за деятельности человека (кораблекрушения, аварии на атомных станциях);
  • Природные катастрофы – возникают под действием сил природы (цунами, землетрясения, наводнения).

Следует отметить, что антропогенные катастрофы в широком понимании могут иметь природный характер (обвалы грунта в населенных пунктах, вызванные неисправностью водопроводных систем; наводнения, возникающие из-за прорыва плотин). Здесь антропогенные катастрофы будут рассматриваться как противопоставление природным. В других классификациях выделяют техногенные катастрофы.

Вулканические извержения

Извержения вулканов характеризуются вулканическими процессами, которые могут стать причиной катастрофы. Это могут быть лавовые потоки, извержения, горячие грязевые потоки, палящие тучи и многое другое.

Наибольшую опасность представляет лава, которая является расплавом горных пород, нагретых до температуры более 1000 градусов. Эта жидкость вытекает напрямую из трещин в земле либо просто переливается через край кратера и медленно течет к подножию. Последствия стихийных бедствий, вызванных извержением вулкана, крайне опасны для человека.

Лавовые потоки также являются довольно серьезной угрозой. Несмотря на то, что кажется, что масса движется довольно медленно, стоит учитывать тот факт, что высокая температура зарождает горячие воздушные потоки, которые могут угрожать жизни человека даже на большом расстоянии.

Паводки и стихийное бедствие – наводнение

Существует два типа наводнений: речные и морские. На сегодняшний день эти природные явления являются угрозой для ¾ населения планеты.

От подобных стихийных бедствий, произошедших в период с 1947 по 1967 год, погибло более 200 000 человек. Для жителей России данный вопрос является весьма актуальным. Например, Санкт-Петербург подвергался наводнениям 245 раз. Самое крупное из них произошло в 1824 году, и даже было описано А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». Дело в том, что город находится внизу приморской равнины, и как только вода поднимается на 150 см, начинается просачивание влаги.

Цунами

Название «цунами» произошло от японского слова, которое обозначает «большая волна, смывающая бухту». Научное определение этого стихийного бедствия звучит следующим образом — это длинные волны катастрофического характера, возникающие главным образом в результате движения тектонических плит на дне океана.

Таким образом, можно сказать что это бедствие стихийное и вызвается чаще всего землетрясением. Волны цунами могут достигать длины от 150 до 300 километров. В открытом море такие колебания практически незаметны. Но когда волна доходит до мелкого шельфа, она становится выше и практически превращается в огромную движущуюся стену. Мощь стихии может снести целые прибрежные города. Если же волна попадает в мелководные заливы или в устья рек, она становится еще выше. Точно так же, как измеряется землетрясение, существует специальная шкала, которая позволяет охарактеризовать интенсивность цунами.

  • I — Цунами очень слабое. Волна практически незаметна, отмечается лишь мареографами.
  • II – Цунами слабое. Может затопить плоские побережья.
  • III – Цунами средней силы. Затапливает плоские побережья, а также может выбросить легкие суда на берег.
  • IV — Сильное цунами. Полностью затапливает побережье и повреждает прибрежные постройки и прочие сооружения. Выбрасывает на сушу крупные парусные суда и небольшие моторные лодки.
  • V — Очень сильное цунами. Все приморские территории затапливаются, а сооружения сильно повреждаются. На берег выбрасываются более крупные суда, а также наносится ущерб во внутренних частях побережья. При очень сильном цунами чаще всего бывают человеческие жертвы. Такое бедствие стихийное довольно распространено, и от него ежегодно страдают тысячи людей.
  • VI — Катастрофическое цунами. Побережье и приморские территории полностью опустошаются. Суша и значительное пространство вглубь побережья полностью затопляются. Приносит множество жертв.

Ядерная катастрофа

Взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года привела к гибели и увечьям сотен человек. Чернобыль и Припять «прогремели» на весь мир, став зоной отчуждения. Масштаб бедствия неизвестен до сих пор. Многие считают происшествие аварией, однако те, кто знает, чем отличается катастрофа от аварии, понимают, что это самая настоящая техногенная катастрофа государственного масштаба.

Как ни печально это осознавать, избежать чрезвычайных ситуаций не удастся никогда. Остаётся лишь надеяться, что ликвидация последствий всегда будет проводиться своевременно и оперативно, чтобы аварии не перерастали в катастрофы.

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

  • виновник;
  • пострадавший.

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Техногенные ЧС

краткое содержание других презентаций о техногенных ЧС

«ЧС техногенного характера» — Федеральная. Региональная. Классификация зависимости от природы происхождения: 4. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают: Глобальная. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

«Техногенные аварии» — Опасности на трубопроводах. Учебные вопросы: Транспортные аварии. Б (горючие пыли, волокна). Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. А (горючие газы, жидкости). Химические аварии. Аварии на подземных сооружениях. Тема: Техногенные ЧС, возможные на территории Санкт – Петербурга.

«Действия в ЧС техногенного характера» — Действия работников организации. Респиратор. Действия работников организации в чрезвычайных ситуациях. Понятия об авариях и катастрофах. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Знания слушателей. Краткая характеристика. Радиационное воздействие. Действия населения. Действия. Ионизирующее излучение.

«Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» — Дтп. ЧС природного характера. Д (негорючие вещества в холодном состоянии). Учебные вопросы: Торфяной. Оползни. Радиационные аварии. Инфекционная заболеваемость людей. Вулканические извержения. А (горючие газы, жидкости). Железнодорожные аварии. Русловая эрозия (гост 22.0.06). Аварии с выбросом БОВ. Опасные метеорологические явления.

«Аварии техногенного характера» — • Нерациональное размещение потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры; • технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий; • износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня; • увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов; • снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства, проектно-конструкторской службы, прикладной науки; • низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины; • недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов; ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами; • снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве; • отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера» — Транспортные аварии. 1. Основные понятия и определения. Пожары и взрывы. Авария. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Разрушение зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств. Нанесение ущерба окружающей среде. Стихийного или иного бедствия, Ущерб здоровью людей. Угроза жизни и здоровью людей на объекте, определенной территории или акватории.

Прогнозирование и защита

Стихийное бедствие – наводнение и его предотвращение требует соблюдения правил землепользования и правильной застройки населенных пунктов. Отрегулировав стоки рек и защитив прилегающие территории, можно снизить угрозу наводнения до минимума. Также это могут быть устойчивые заградительные дамбы, которые обеспечат полную или частичную защиту. Для того чтобы осуществить долговременную охрану от стихийного бедствия, необходимо обеспечивать регулярный уход и контроль за прибрежными зонами.

Главным фактором, отвечающим за интенсивность наводнений, является количество осадков. Для этого также исследуется морфологические и биологические факторы.

На сегодняшний день мировой комиссией по чрезвычайным ситуациям были разработаны специальные инструкции на случай наводнений и паводков. Ознакомимся с наиболее важными из них.

Перед наводнением необходимо приготовить мешки с песком и очистить канализацию, а также обеспечить себя источниками энергопитания
Важно запастись питьевой водой и продовольствием

Ликвидация стихийных бедствий такого плана может занять довольно долгое время.
Во время наводнения нужно избегать низко расположенных мест, которые, в конечном счете, могут оказаться затопленными
Передвигаться необходимо предельно осторожно. Если вода выше колен, ни в коем случае нельзя переходить затопленные участки

Оценить силу потока зрительно невозможно.
После наводнения не стоит употреблять в пищу продукты, которые были подмочены паводковыми водами. Они могут содержать бактерии. Это же относится к питьевой воде, которую не следует пить без санитарной проверки.

При прогнозировании наводнений, штормовых приливов и паводков учитываются метеорологические факторы, а также перемещение областей низкого давления (циклонов и сильных ветров). Оценивается морфология побережья, а также учитывается состояние уровня воды согласно таблице приливов и отливов.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку»

Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Классификация аварий и катастроф

ПромышленныеПромышленные аварии подразделяют на:
• радиационная авария—авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной
эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации;
• химическая авария—авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды;
• биологическая авария—авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и
растений, приводящих к ущербу окружающей при родной среде;
• гидродинамическая авария—авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

ТранспортныеСреди транспортных аварий и катастроф выделяют следующие:
• железнодорожная авария—авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта или гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время;
• крушение поезда—столкновение поезда с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли или ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода подвижного состава;
• дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств или иной материальный ущерб;
• авария на трубопроводе — авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ;
• авария на подземном сооружении—опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей или приводящее к материальному ущербу;
• авиационная катастрофа — опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению телесных повреждений, разрушению или
повреждению судна и груза.

Поражающие факторы источников техногенных чрезвычайных ситуаций классифицируют по генезису и механизму воздействия.

По генезису выделяют факторы:

  • прямого действия или первичные (непосредственно вызы¬ваются возникновением источника чрезвычайной ситуации);
  • побочного действия или вторичные (вызываются изменением объектов окружающей среды первичными поражающими факторами).

По механизму действия поражающие факторы делят на химические и физические.

  • К физическим факторам относятся: воздушная ударная волна, волна сжатия в грунте, сейсмовзрывная волна, волна прорыва гидротехнических сооружений, обломки и осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение, ионизирующее излучение;
  • К факторам химического действия относят: токсическое действие опасных химических веществ.

Основные причины промышленных аварий

Аварии на производственных объектах случаются по разным причинам. Объекты, на территории которых находятся вещества или оборудование, представляющие угрозу для окружающей среды и человека, признаны опасными. Потому, стоит разобраться, что провоцирует ЧС, чтобы сократить риск ее возникновения. Причинами, вызывающими аварии, являются:

  • Нарушения в технологии производства;
  • Пренебрежение правилами использования машин и оборудования;
  • Нарушение правил безопасности, установленных на конкретном предприятии;
  • Ошибки в регламенте проведения работ по ремонту;
  • Ошибки в организации производственного процесса;
  • Природные явления и стихийные бедствия.

Последние также часто провоцируют катастрофы. Что приводит к серьезному загрязнению атмосферы, человеческим жертвам.

Последствия промышленной аварии

Извержения вулкана

Извержение вулкана уже может стать причиной гибели людей. Кроме того, основными причинами разрушений и гибели населения при таких происшествиях являются:

  • выброс лавы;
  • выброс вулканического пепла;
  • образование потоков из смеси пепла, камней, вулканических газов и так далее.

Вулканы, которые производят самые масштабные и разрушительные извержения, называют супервулканами. Основная опасность – выброс облака пепла, которое оказывает крайне негативное влияние на окружающую среду, климат и среднюю температуру. Последнее извержение супервулкана (как считают сейсмологи и другие исследователи) произошло 27 тысяч лет назад в Новой Зеландии, а самое сильное в человеческой истории – 73 тысячи лет назад (это было извержение вулкана Табо).

Что означает понятие «классификация ДТП»

Аварии, возникающие при участии автомобилей, мотоциклов, общественного транспорта и иных типов самоходных движущихся приспособлений, отличаются большим разнообразием. Их растущее количество требует принятия мер по сокращению этого явления. Ведь в ДТП гибнут тысячи людей и сотни тысяч остаются инвалидами.

Но для предотвращения аварий нужно их изучать, для чего необходима систематизация. Классификация ДТП и есть ее элемент. Это их разделение на виды. Существует несколько способов классифицировать аварии:

  • по механизму возникновения;
  • по последствиям;
  • по причинам возникновения;
  • по возможности предотвращения.

Классификация ДТП важна и для его участников. От этого иногда зависит ответственность каждого из них.

Рекомендуем прочитать об отстранении от управления транспортным средством. Вы узнаете об основаниях для отстранения от вождения ТС, порядке процедуры согласно КОАП РФ.
А здесь подробнее о штрафе за то, что не пропустил пешехода.

Тема 5. Основы теории риска

1. Понятия: риск, безопасность и устойчивость систем;
авария; катастрофа

безопасностью

  • — вероятностью возникновения техногенных аварий, катастроф, опасных природных явлений и возможным ущербом при этих событиях;
    — степенью негативного воздействия на человека и окружающую среду вялопротекающих техногенных и природных процессов при сохранении на макроуровне равновесного состояния экосистем;
    — вероятностью перерастания экологической обстановки в кризисную и катастрофическую и возникновения чрезвычайной ситуации.

риск

123

  • R

i — вероятность возникновения опасного события i-го вида или типа;
Yi — величина ущерба при i-ом событии.
В качестве показателя ущерба можно перечислить следующие:
H — различные виды ущерба для жизни и здоровья людей (количество погибших, пострадавших, эвакуированных).
T — технический ущерб (разрушение систем, отдельные виды аварий).
L — материальные потери имущества, ущерб от прерывания производства.
E — экологические последствия (количество выбросов в окружающую среду, загрязненная площадь).

2. Основные источники аварий и катастроф

Поражающий фактор Вычисляемые параметры поражающего фактора
Ударная волна (УВ) Избыточное давление УВ, импульс УВ
Тепловое излучение Тепловой поток
Токсические нагрузки LC50
Разлет осколков и обломков оборудования Импульс осколка

3. Классификация аварий и катастроф

  • — по масштабу охваченных стран и территорий техногенными авариями и катастрофами — это глобальные, национальные, региональные, локальные и объектовые катастрофы;
    — по степени потенциальной опасности — это аварии и катастрофы на объектах ядерной, химической, металлургической, горнодобывающей промышленности; уникальные инженерные сооружения (плотина, эстакады, нефтегазохранилища); транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей; магистральные газо- и нефтепродуктопроводы; объекты оборонного комплекса.

Вероятности крупных аварий (1 год)

  • — авиационные происшествия (катастрофы, аварии, поломки);
    — инциденты (предпосылки к авиационным происшествиям);
    — чрезвычайные происшествия;
    — повреждения ВС на земле.
  • — гибель лиц или телесные повреждения со смертельным исходом не позднее чем через 10 суток, в том числе из-за нарушения функционирования систем ВС (разгерметизация и другие);
    — пропажа ВС с находившимися на борту людьми.
  • — ошибки и нарушения авиаперсоналом правил эксплуатации ВС;
    — отказы и неисправности элементов функциональных систем ВС, проявление неблагоприятных особенностей аэродинамики, устойчивости, управляемости и прочности ВС;
    — недостатки в наземном обеспечении полета;
    — воздействие неблагоприятных внешних условий.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector