Гост р 53782-2010 лифты. правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию (с изменениями n 1, 2)
Содержание:
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Электромеханика лифтов
Публикация:
Машинное и блочное помещение
Читать далее:
Подъемный механизм лифта
Машинное и блочное помещение
Что называется машинным помещением и где оно располагается?
Помещение, в котором устанавливают подъемный механизм и все пусковые электрические устройства, называется машинным помещением. Оно может быть расположено внизу под шахтой, рядом с ней или вверху, причем в последнем случае балки, на которые устанавливается подъемный механизм (лебедка) опираются на остов шахты или на стены лестничной клетки.
При расположении машинного помещения внизу шахты канаты (тросы) на пути от кабины к барабану или канатоведу-щему шкиву проходят через верхние блоки; в машинном помещении в этом случае устанавливается отводной блок, посредством которого отводятся канаты противовеса в одну плоскость с канатами кабины. При лебедке с канатоведущим шкивом имеют большое распространение установки без отводных блоков по схеме, помещенной на рис. 2.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При верхнем расположении подъемного механизма у пассажирских лифтов, в большинстве случаев, обходятся без отводных блоков. Канатоведущий шкив или барабан выбирают такого диаметра, чтобы канаты с них вертикально опускались к кабине и противовесу. В случае необходимости применения отводных блоков (при кабине больших размеров), их устанавливают ниже канатоведущего шкива или барабана.
Верхнее расположение подъемного механизма экономически выгоднее нижнего, так как в этом случае можно применять, канаты меньшей длины, не нужно устраивать помещения для верхних блоков и отпадает надобность в отводных блоках. Однако при верхнем расположении лебедки трудно избавиться от шума, вызываемого работающим механизмом.
Каковы размеры машинного и блочного помещений?
Для удобства обслуживания машинное помещение и помещение верхних блоков устраивают высотой не менее 1,8 м.
Расстояние между стенами машинного помещения и деталями механизмов или электроаппаратуры должно быть, по крайней мере, с двух сторон не менее 500 мм, а площадь пола около входа — не менее 1X1 м.
Отверстия в полу машинного помещения для пропуска канатов должны быть такими, чтобы зазор между канатом, находящемся в крайнем рабочем положении, и кромкой отверстия не превышал 50 мм.
Чтобы с пола машинного или блочного помещения в шахту не падали мусор или мелкие предметы, вокруг отверсуий для канатов устраивают бортики высотой не менее 75 мм. Все проходы, ведущие в машинное или блочное помещение, необходимо освещать.
Рис. 1. Общий вид и разрезы пассажирского лифта;
а —с редукторной лебедкой, б — с безредукторной лебедкой.
В машинном помещении и в помещении верхних блоков нельзя хранить огнеопасные материалы и размещать механизмы и приборы, не относящиеся к лифту.
Как устроены машинное и блочное помещения?
Стены машинного и блочного помещений устраивают из огнестойкого материала (кирпича, бетона и т. п.). Двери в эти помещения должны запираться на замок и иметь обшивку, защищающую двери от возгорания.
По размерам блочное помещение так же, как и машинное, должно быть таким, чтобы был свободным проход между частями лифта и стенами. В нем устанавливается специальный выключатель или рубильник для размыкания тока в цепи управления лифта, чтобы обеспечить безопасное обслуживание верхних блоков и ограничителя скорости.
Полы машинного и блочного помещений рассчитывают на равномерно распределенную нагрузку в 500 кг 1м2.
Для борьбы с шумом, возникающим при работе подъемного механизма, стены и перекрытия машинных помещений
(при их расположении над шахтой) должны быть устроены из материалов с хорошей звукоизоляционной способностью.
Во время работы электроаппаратуры лифта иногда происходят значительные радиопомехи. Для борьбы с этими помехами во все стены и перекрытия можно закладывать заземляемую металлическуд сетку (из меди, алюминия и пр.), которая в этом случае служит экраном.
Рис. 2. Пассажирский лифт в лестничной клетке с механизмом под шахтой (планы и разрезы).
Машинное и блочное помещения, как правило, отапливаемы, приборы отопления должны быть рассчитаны так, чтобы в зимнее время температура в них не снижалась более —5 °С, иначе все смазывающие механизмы, устройства и сама смазка не будут обеспечивать надежность работы вращающихся деталей лифта.
Рис. 3. Планы машинного помещения лифтов.
Читать далее: Подъемный механизм лифта
Категория: —
Электромеханика лифтов
5.1 Внутренние размеры кабины пассажирского лифта
Размеры (полезная площадь) кабины лифтов категории А не
должны превышать величин, установленных в таблице 1 для соответствующих
номинальных грузоподъемностей. Ограничение полезной площади имеет целью
предотвратить перегрузку кабины пассажирского лифта пассажирами.
Таблица 1 — Соотношение
номинальной грузоподъемности и полезной площади кабины пассажирских лифтов
категории А
Номинальная |
Максимальная полезная |
320 |
0,96 |
400 |
1,17 |
450 |
1,30 |
500 |
1,38 |
630 |
1,66 |
800 |
2,00 |
1000 |
2,40 |
1275 |
2,95 |
1600 |
3,56 |
1800 |
4,0 |
2000 |
4,20 |
2500 |
5,00 |
В пассажирских лифтах категории В, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:
a)
исключение возможности пуска лифтов из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифтов на 10 %, но не менее чем на 75 кг;
b)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);
c)
применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны
отпирания дверей при нахождении в кабине груза, масса которого равна полуторной
грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;
d)
обеспечение прочности элементов при размещении в неподвижной кабине равномерно
распределенного по площади ее пола груза, определенной по фактической полезной
площади кабины;
e)
обеспечение прочности элементов при посадке на буфера и на ловители кабины с
грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта, определенной
по фактической полезной площади кабины.
В пассажирских лифтах для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) с внутренней системой управления, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:
a)
внутренняя система управления (с проводником);
b)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10 %, но не менее чем на 75 кг;
c)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);
d)
допуск к управлению лифтом обученного и аттестованного персонала.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
пожарными во время пожара, должны обеспечивать размещение и транспортирование в
кабине пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и/или для спасения людей.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках,
должны обеспечивать их въезд-выезд, размещение и транспортирование в кабине на
кресле-коляске.
Размеры кабины лифтов для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) должны обеспечивать перевозку пациентов на
средствах горизонтального транспорта (каталках, кроватях) с сопровождающим
персоналом и/или медицинского оборудования.
Размеры кабины пассажирских лифтов приведены в и
и на , , ,
5а,
и .
Машинное отделение — лифт
Машинные отделения лифтов, как правило, оборудуются на чердаках, а не в подвальных помещениях, где шум от работы лебедки и электродвигателя уменьшается в два раза. Поэтому; здесь особенно нужна хорошо продуманная и надежная звукоизоляция, которой не обеспечено множество лифтовых установок.
Компрессорная с подвалом. 1 — компрессоры и электродвигатели, 2 — упругие прокладки ( резина, пробка, картон, 3 — анкерные болты, 4 — сборные капители, колонны и плиты, 5 — монолитный бетон, 6 — закладные части ( сварка, 7 — рандбалка, 8 — сборная железобетонная колонна, 9 — сборные стены холодильника, ю — ме-талложелезобетонная балка, 11 — армогазобетонные панели, is — рулонная кровля ( размер а определяется расчетом. |
Оконные проемы машинных отделений лифтов и лестничных клеток заполняют стеклоблоками.
Компрессорная с подвалом. 1 — компрессоры и электродвигатели, 2 — упругие прокладки ( резина, пробка, картон, 3 — анкерные болты, 4 — сборные капители, колонны и плиты, 5 — монолитный бетон, 6 — закладные части ( сварка, 7 — рандбалка, 8 — сборная железобетонная колонна, 9 — сборные стены холодильника, ю — ме-талложелезобетонная балка, 11 — армогазобетонные панели, is — рулонная кровля ( размер а определяется расчетом. |
Над шахтами помещают машинное отделение лифтов. Покрытие, перекрытие и стены этого помещения выполняют из несгораемых материалов с сопротивлением теплопередачи не менее 1 л 2 час С / ккал.
Удобный доступ в машинное отделение лифта возможен по расположенной рядом лестнице. При встроенном расположении транспортных блоков размеры их необходимо сочетать с размерами сборных плит перекрытий и покрытий.
Выход на крышу и машинное отделение лифта выполняются в кирпичных стенах и пзрекрьшают-ся укороченными плитами, обычно применяемыми у торцовых стен и деформационных швов.
При выполнении работы в машинном отделении лифтов рабочие должны быть обеспечены диэлектрическими ковриком, галошами и перчатками.
Расход воздуха, подаваемого в машинное отделение лифтов в зданиях категорий А и Б, следует определять из расчета создания давления на 20 Па выше давления в примыкающей части лифтовой шахты.
Ограждающие конструкции лифтовых шахт, помещений машинных отделений лифтов, каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым соответственно к противопожарным перегородкам 1 типа и противопожарным перекрытиям 3 типа.
Устройство вводов в жилые помещения, холодильники, машинные отделения лифта, а также в помещения, трудно доступные для осмотра, не разрешается.
Прокладывать вводы к стоякам через жилые помещения, машинные отделения лифтов, вентиляционные камеры и холодильники не разрешается. К котельным и к коммунально-бытовым потребителям вводы газопроводов должны подводиться по возможности непосредственно в помещения, где расположены установки, использующие газ.
Устройство ввода газопровода в здание. |
Устройство вводов в жилых помещениях, холодильниках, машинных отделениях лифта, а также в помещениях, трудно доступных для осмотра, не разрешается. В котельных и коммунально-бытовых потребителях вводы газопровода следует по возможности делать непосредственно в помещении, где установлены агрегаты, потребляющие газ.
Количество смазочных и обтирочных материалов, хранимых в машинном отделении лифта, не должно превышать месячного расхода.