Поисково-спасательные работы в чрезвычайных ситуациях
Содержание:
- Требования к организации поисково-спасательных работ
- Типовые нарушения здоровья и доврачебная помощь
- Спасательные работы на воде, основные этапы
- Поисково-спасательные работы в горном походе
- Организация службы в разных странах мира
- Особенности выполнения спасательной операции
- Поисково-спасательные работы в зимнем путешествии
Требования к организации поисково-спасательных работ
Главнейшими аспектами организации поисковых работ, от которых будет зависеть успех всей операции, являются четкая работа руководителя ГО места происшествия, профессионализма спасательно-поискового формирования, слаженность действий и уровень подготовки его участников, скорость реагирования управленческих органов и комиссии по ЧС. Порядок, виды, объемы, методыработы поисковых отрядов зависят от условий, сложившейся обстановки в месте ЧП, характера имеющихся повреждений, радиуса действия и ряда других факторов, которые обязательно учитываются при организации поисковой работы.
Организация поисковой работы включает в себя ликвидацию последствий ЧП, действия связанные с которой зависят от вида происшествия, поиск пропавших людей, эвакуацию, оказание экстренной помощи потерпевшим. При этом работа поисковых отрядов должна базироваться на установленных в законодательном порядке приоритетных принципах ведения операции. Главнейшее требование к формированиям, которые могут проводить поисково-спасательные работы – готовность оперативно среагировать на ЧП, чтоб немедленно приступить к ликвидации. В процессе работы от спасателей понадобится умение определять степень преимущества задач, нацеленных на спасение человеческой жизни, здравая оценка рисков и безопасности, оправданность шагов во время работы и подчинение руководителю группы. Вмешиваться в решения командующего работой поисковых отрядов не имеет права никто, пока он не отстранен от обязанностей. Их должны соблюдать не только участники формирований, которые занимаются спасением, но и граждане, оказавшиеся в условиях опасности.
Типовые нарушения здоровья и доврачебная помощь
Нарушения здоровья могут произойти в результате:механической травмы — множественных или единичных переломов, разрыва связок, ранения острым предметом или оружием;обморожения 2, 3 и 4-й степеней или общего переохлаждения организма, следствием которых являются длительная потеря работоспособности к болезни простудного характера;ожогов от костра, примуса, воспламенившегося горючего,. раскаленной печки, горячей пищи, солнечной радиации;заболеваний, наиболее типичными из которых являются воспаление легких, сердечно-сосудистые, острое желудочное отравление.
При механической или термической травме пострадавшему оказывают первую медицинскую помощь, а затем в зависимости от тяжести и характера травмы планируют дальнейшие действия.
Травма головы возникает вследствие падения туристаа удара предметом или о камни и скалы в водном потоке. Такая травма часто связана с трещинами и переломами свода и основания черепа, сотрясением головного мозга, а в тяжелых случаях — с внутричерепными повреждениями. На открытую рану или болезненную область немедленно накладывают асептическую повязку.
Спасательные работы на воде, основные этапы
- Локализация
- Подготовка средств для спасения
- Составление плана
- Проведение операции
- Завершение поисков.
Итак, прежде всего, спасательные работы должны привести спасателей к источнику опасности и пострадавшим. То есть, первое – локализация района поиска. Чем меньшую территорию предстоит обыскать спасателям, тем быстрее они смогут завершить первый этап работ. Логично как можно больше сократить территорию, чтобы добиться наилучшего результата. Поэтому на данном этапе спасатели чаще всего прибегают к помощи свидетелей, которые могут указать на более или менее точное место возможного поиска.
Второй этап – подготовка специализированных спасательных средств. Они подготавливаются в зависимости от типа водоема и погодных условий. Далеко не всегда можно использовать небольшие надувные спасательные шлюпки или вертолеты для поиска пострадавших. Поэтому спасатели в первую очередь ориентируются на погоду, подбирая оптимальные средства для спасения людей.
Опять же по погодным условиям определяется и третий этап поисковой операции – непосредственное планирование. В зависимости от того, какая погода, на каком водоеме проводятся работы, какое там течение (направление, сила, глубина, направление ветра, наличие волн) вырабатывается тактика поисковых работ. То есть, на одном и том же месте, но при различных погодных условиях спасатели могут работать совершенно по-разному. И средства для спасения также выбираются различные.
Четвертый этап: поиск и обнаружение пострадавших, места аварии. Этот этап – скоординированная работа сразу же нескольких специально обученных людей, которые выполняют свой набор функций. Кто-то наблюдает и ищет, кто-то направляет, кто-то выполняет данные поручения. Поэтому соблюдается очень важный параметр: скорость поиска. Поисковые команды сменяются каждые два часа. В наличии у них всегда есть полноценный набор спасательных средств. Некоторые из них имеются и в свободной продаже.
Пятый этап: завершение работ
Но ведь работы могут и не привести к какому-либо результату. Разумеется, если всех спасли, то работа завершаются. Также спасательная операция сворачивается в том случае, если были обследованы все возможные районы поиска или же прошло столько времени, что живых найти уже невозможно. Только после того, как поступает указание прекратить работы, поиск пострадавших прекращается.
Поисково-спасательные работы в горном походе
Аварийные ситуации, возникающие в горнотуристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.
Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.
Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д
Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации
Организация службы в разных странах мира
Россия
Поисково-спасательная служба МЧС России — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основу службы составляют поисково-спасательные формирования. Создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 № 528 на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров.
Поисково-спасательная служба МЧС России (ПСС МЧС России) является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Морская спасательная служба Росморречфлота
В 1923 году в СССР была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). До 1931 года она находилась в ведении ОГПУ, в 1931 передана НКПС, в 1936 — Наркомату водного транспорта, в 1939 — . ЭПРОН стал стал мощной специализированной организацией-монополистом по проведению аварийно-спасательных, судоподъемных и водолазных работ. Он имел свои службы на Чёрном, Балтийском, Баренцевом, Белом и Каспийском морях, а также во Владивостоке. С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН был преобразован в Аварийно-спасательную службу (АСС) ВМФ.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 августа 1956 года № 5128-р выполнение судоподъемных и подводно-технических работ в народно-хозяйственных целях для всех гражданских ведомств было передано Министерству морского флота СССР (Минморфлота СССР). Эти функции должно было выполнять Главное управление морских путей, судоподъёмных и подводно-технических работ Минморфлота СССР (Главморпуть ММФ), которое начало создавать с 1 января 1957 года соответствующие подразделения на всех морских бассейнах в составе бассейновых организаций морских путей. Из состава АСС ВМФ Главморпути ММФ были переданы вспомогательные плавсредства и водолазная техника.
Затем в Черноморском, Балтийском, Мурманском, Северном, Камчатском, Сахалинском, Дальневосточном и Каспийском морских пароходствах были созданы экспедиционные отряды аварийно-спасательных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР), действующие на хозрасчёте, на которые приказом были возложены функции по выполнению аварийно-спасательных работ и ответственность за спасание людей на море. В 1972 году в Минморфлоте было создано Всесоюзное объединение «Совсудоподъём», которому функционально подчинили все отряды АСПТР. В 1982 году ВО «Совсудоподъём» было упразднено с распределением его функций между ВО «Мореплавание» и ВО «Морстройзагранпоставка». В 1988 году при Минморфлоте был образован Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) и соответствующие центры и подцентры на морских бассейнах страны. В 1991 году была создана Госморспасслужба СССР с подчинением ей бассейновых аварийно-спасательных управлений. После распада СССР эта структура стала основой Госморспасслужбы России, вошедшей в 1992 году в систему организаций Министерства транспорта России (Минтранс России).
В 1998 году путём слияния главного управления Госморспасслужбы с ГМСКЦ была создана Государственная аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации — ФГУ «Госморспасслужба России». С 2004 году в ходе административной реформы ФГУ «Госморспасслужба России» и её подразделения стали подведомственны Росморречфлоту Минтранса России, получив название — «Морспасслужба Росморречфлота». В 2007 году в системе Морспасслужбы работало около 1500 человек, около 80 единиц флота, в том числе многоцелевые суда, морские буксиры-спасатели, водолазные суда и вспомогательный флот. Кроме спасения людей на море Морспасслужба Росморречфлота осуществляет также в море.
Морская служба поиска и спасения (польск. Morska Służba Poszukiwania i Ratownictwa) была создана в Польше 24 декабря 2001 года Распоряжением министра инфраструктуры «О деятельности Морской службы поиска и спасения» в соответствии с Законом от 9 ноября 2000 года «О технике безопасности на море».
Особенности выполнения спасательной операции
От вида и количества технических средств зависит подбор оптимальной схемы розыска потерпевших. Все работы должны выполняться специально обученными лицами, прошедшими подготовку.
Формируя поисковую команду, необходимо помнить, что при длительном наблюдении у человека накапливается усталость и, как результат падает эффективность поиска. Один наблюдатель может качественно мониторить окружающую обстановку не более двух часов, после этого требуется сменить смотрящего.
Условия остановки поисковых работ:
- Осмотрены все области в водоеме, где могут быть потерпевшие;
- Осмотрены все локации, где могут быть жертвы;
- Прошло слишком много времени с начала спасательной операции.
Если есть шанс, что в живых остался хотя бы один человек, запрещено прекращать спасательные работы и покидать место аварии.
Поисково-спасательные работы в зимнем путешествии
В зимнем походе могут внезапно возникнуть критические ситуации, связанные с серьезной травмой или нарушением здоровья участника, потерей одного или нескольких туристов в результате схода снежной лавины или в условиях плохой погоды, лишением жизненно необходимого снаряжения — палатки, продуктов, горючего, а также появлением разногласий в группе в сложной климатической или орографической обстановке.
При серьезной травме участника, после оказания ему первой помощи руководитель путешествия совместно с медиком группы должны принять решение о дальнейших действиях. В случае необходимости скорейшей доставки пострадавшего для оказания ему квалифицированной медицинской помощи все дальнейшие действия группы должны быть направлены на решение только этой задачи, даже если нужно поступиться желаниями отдельных участников продолжить маршрут в полном или сокращенном объеме.
Выбор оптимального способа перевозки пострадавшего зависит от состояния его здоровья, а также результата сравнения предполагаемого времени транспортировки собственными силами со временем, которое по расчетам уйдет на движение спасательной группы до населенного пункта и прибытие квалифицированной помощи
Кроме того, важно оценить предстоящий путь с точки зрения его проходимости и безопасности движения. Если местность сильно пересечена, на пути имеются лавиноопасные участки и крутые склоны, от транспортировки следует отказаться
Перевозка пострадавшего должна проходить по наиболее короткому и безопасному пути.