Вооружённый конфликт

ВВЕДЕНИЕ

Военно-политической анализ обстановки в мире показывает, что начало XXI века характеризуется проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая – выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая – противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических, внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем (т.е. войны).

Терминология и классификация

См. также:

В Женевских конвенциях 1949 года и в Дополнительных протоколах к ним от 1977 года термин «военный конфликт» использовался наряду с термином «война», в силу чего в дальнейшем международное право стало применять эти понятия как синонимы.

На основе понятия военного конфликта в широком смысле, крупный французский военный теоретик XX века давал своё определение военной стратегии и производную концепцию решения политических задач военными средствами, их взаимообусловленность, особое внимание при этом уделяя стратегическому замыслу в его динамике.

По заявлению начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерала армии Герасимова В. В. на современном этапе в международных и российских официальных
документах отсутствует конкретное определение понятия «война»

Военными экспертами предлагается классифицировать обобщающий термин военный конфликт по двум основным типам:

  1. Война — форма ведения военных действий вооруженными силами государства с целью подчинения противника воле политического руководства одной из противоборствующих сторон, в которой стороны не ограничены применением военной силы. Политологами применяется термин «классическая война».
  2. Вооружённый конфликт — вид вооружённого противоборства между государствами или социальными общностями внутри них в целях разрешения экономического, политического и других противоречий, посредством ограниченного применения каждой из сторон военной силы.

Определение даваемое советскими/российскими военными экспертами понятию вооружённый конфликт, в многом сходно с термином «конфликт низкой интенсивности» (англ. Low Intensity Conflict) применявшемуся в США до 1993 года, когда он был заменён в уставах на термин «военные операции, отличные от войны».

«Конфликт низкой интенсивности» а также его синонимы «малая война», «локальная война», «новая война» применяются для обозначения вооружённого конфликта между сильными государствами и более слабыми государствами, для того чтобы отличить её от форм ведения традиционной войны между двумя суверенными государствами.

По мнению российского военного эксперта Калистратова практическая типология военных конфликтов может быть представлена следующим образом:

Военные конфликты
Войны Вооруж. конфликты Вооруж. акции
Пограничные Низкой интен-ти Вооруж. инциденты
Внешние Средней интен-ти Вооруж. провокации
Внутренние Высокой интен-ти

Международное право в период вооруженных конфликтов — отрасль международного права

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В международном праве имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само это право обычно именовалось — «законы и обычаи войны». Международные обычаи сохранили определенное значение для данной отрасли международного права и сегодня. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров. В их числе:

  • Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 г.;
  • Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;
  • Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;
  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
  • Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

  • предотвращение вооруженных конфликтов;
  • правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;
  • ограничение средств и методов ведения войны;
  • защита прав человека в период вооруженных конфликтов;
  • обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

Характерные особенности вооруженных конфликтов

Вооруженные конфликты имеют свои особенности, причины возникновения, политические и стратегические цели, масштабы, интенсивность, длительность, средства вооруженной борьбы, формы и методы ведения боевых действий и т.д. Вооруженный конфликт характеризуется:

—   высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;

—   применением нерегулярных вооруженных формирований;

—   широким использованием диверсионных и террористических методов;

—   сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

—   вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

—   опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Кроме вышеперечисленного, особенностями вооруженных конфликтов являются:

—  очаговый характер боевых действий;

—  неопределенность продолжительности военных действий;

—  активное участие в развитии конфликта криминальных структур;

—  совершение убийств, актов мародерства, погромов;

—  увеличение числа вынужденных переселенцев и беженцев, что усиливает криминогенную обстановку;

—  зависимость от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т.д.);

—  зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);

—  отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта.

Все эти характерные черты ярко проявились в событиях августа 2008 года в Южной Осетии.

Участники вооруженных конфликтов

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  • носят отличительные знаки;
  • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы — это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Предупреждение военных действий

Лучшей войной является та, которой не удалось состояться. Странно, но такие утопические идеалы возможны и в условиях постоянного «бряцания» оружием, что часто видно в политике России, НАТО, Китая. Они часто проводят показательные учения и совершенствуют свои вооружения. И в рамках выявления характера современных войн и вооруженных конфликтов презентации боевых средств и достижений следует рассматривать в контексте демонстрации своей военной силы.

Такая тактика позволяет показать свою армию и тем самым предупредить активное нападение потенциально вражеского государства. С аналогичной целью сегодня хранится ядерное вооружение. Совершенно очевидно, что его запас в мире избыточен, однако развитые страны содержат его в большом количестве с целью так называемого ядерного сдерживания.

Это одна из тактик предупреждения военных действий, требующая от обладателя ОМП здравого ума и желания достигать разрешения конфликтов дипломатическим путем. Это же подтверждает, что современная концепция ведения войны сводится к наращиванию боевой мощности. Нужно это с целью достижения победы с минимальными последствиями для своей армии и собственного государства. Однако это касается оборонительных войн, а в условиях цивилизованного мира преобладание в военной мощи не является признаком агрессии — это одна из тактик предотвращения войн.

Начало войны и его правовые последствия

Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливают необходимость соблюдения международных правил ведения войны. Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Однако с точки .зрения современного международного права само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.

Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между воюющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.

В соответствии с первым Дополнительным протоколом 1977 г. с началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами. На Державы-Покровительницы возлагается обязанность охранять интересы этих сторон. В случае нерешения вопросов назначения и признания таких Держав соответствующую обязанность может принять на себя Международный комитет Красного Креста или другая беспристрастная организация. К такой организации Конвенция применяет термин «субститут».

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. Дипломатический и консульский персонал вправе покинуть государство пребывания без каких-либо ограничений и задержек со стороны враждебного государства. Охрана помещений дипломатического представительства и консульств вместе с их имуществом и архивами вверяется Державе-Покровительнице или субституту. Двусторонние политические и экономические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения, включая интернирование или принудительное проживание на период войны в определенном районе. Интернированные граждане сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной.

Пространственная сфера вооруженного конфликта — театр военных действий — сухопутное, морское, воздушное пространство воюющих государств, а также (без ущерба для интересов других государств) районы открытого моря и воздушного пространства над ним. Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.

Согласно положениям международных норм, военные объекты — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, используемые гражданским населением; места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.

Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории, рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей).

В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.

Отдаленными последствиями военных конфликтов являются экологические, экономические, медицинские, социальные и демографические последствия.

Экологические последствия проявляются в виде экологического кризиса. Например, масштабное применение американскими войсками химикатов в ходе Второй Индокитайской войны (1961-1975 гг.) привело к тяжелым последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тыс. га), поражено 60 % (около 1 млн га) джунглей и 30 % (более 100 тыс. га) равнинных лесов. С 1960 года урожайность каучуковых плантаций снизилась на 75 %. Американские войска уничтожили от 40 до 100 % посевов бананов, риса, сладкого картофеля, папайи, помидоров, 70 % кокосовых плантаций, 60 % гевеи, 110 тыс. га плантаций казуарины. В пораженных районах из 150 видов птиц осталось 18, произошло почти полное исчезновение земноводных и насекомых, сократилось число рыб в реках и произошло изменение их состава. Был нарушен микробиологический состав почв, отравлены растения. Резко сократилось число видов древесно-кустарниковых пород влажного тропического леса: в пораженных районах остались единичные виды деревьев и несколько видов колючих трав, не пригодных в корм скоту. Изменения в фауне Вьетнама повлекли вытеснение одного вида черных крыс другими видами, являющимися разносчиками чумы в Южной и Юго-Восточной Азии. В видовом составе клещей появились клещи-разносчики опасных болезней. Аналогичные изменения произошли в видовом составе комаров: вместо безвредных комаров-эндемиков появились комары-разносчики малярии.

Экономические последствия – это прежде всего бедность и голод.

Медицинские последствия проявляются в виде инвалидности ампутантов и других пострадавших, отдаленных последствия боевых травм головы, постравматической хронической алкогольной зависимости, наркотической зависимости, последствий психических травм, всевозможных психологических последствий.

Социальные последствия в виде усугубления национальной розни, деформации культуры семьи и других негативных проявлений являются следствием любого вооруженного столкновения.

Демографические последствияпроявляются в резком снижении доли мужского населения и последующих волн спада рождаемости.

Начало Первой мировой войны

28 июня 1914 года девятнадцатилетний студент, боснийский серб Гаврило Принцип совершает смертельное покушение на наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда, приехавшего в Сараево для ознакомления с аннексированной недавно территорией Боснии и Герцеговины.

Слева направо: Гаврило Принцип и Франц Фердинанд / Фото: yandex.ru

Гаврило Принцип состоял в организации «Млада Босна», провозгласившей своей целью объединение всех южнославянских народов в одно государство — Великую Сербию.

23 июля Австро-Венгрия выдвинула Сербии ультиматум, обвинив в том, что она якобы стояла за убийством эрцгерцога. На рассмотрение ультиматума отводилось 48 часов.

Страны Антанты, в частности Россия, предлагали урегулировать конфликт мирно и отправить спор на Гаагскую конференцию.

26 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, начала стягивать войска к сербской границе, а 28 июля объявила войну Сербии, обстреляв Белград.

Россия выступила с обращением, что не допустит оккупации Сербии и 31 июля в Российской империи была объявлена всеобщая мобилизация в армию.

Германия заявила, что если Россия не прекратит мобилизацию, то будет объявлена война.

Великобритания потребовала от Германии сохранения нейтралитета Бельгии, но, получив отказ, 4 августа вместе со своими доминионами объявила войну Германии.

6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. Союзница Германии и Австро-Венгрии по Тройственному союзу — Италия — заявила о нейтралитете. Это стало началом Первой мировой войны.

Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве

Как уже было отмечено, международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под вооруженным конфликтом? Международно-правовые акты не содержат определения «вооруженного конфликта» или «войны». В то же время в ст. 2, общей для всех четырех Женевских конвенций, говорится о том, что она «будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Из содержания этой статьи вытекает, что понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». Например, пограничный инцидент с применением оружия можно отнести к вооруженному конфликту, но нельзя назвать войной, так как он носит локальный характер и не влечет правовых последствий, обычно характерных для войны.

Война представляет собою такое вооруженное столкновение между государствами, группами государств или государством и группой государств, последствием которого является прекращение между воюющими сторонами договоров, рассчитанных на мирные отношения, разрыв дипломатических отношений и др., о чем будет сказано ниже. Войны ведутся в течение довольно значительного промежутка времени, отличаются масштабностью и высокой интенсивностью. В современных международно-правовых актах, касающихся регулирования вооруженных столкновений, гораздо чаще употребляется термин «вооруженный конфликт», чем «война».

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время; нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.; англо-аргентинская война 1982 г.);
  • борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений, следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН на применение вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами); вооруженные конфликты на постсоветском пространстве — приднепровский в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский и др.). К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны (гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865), Гражданская война в России (1918-1920), Испании (1936).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года, ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II от 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (ст. 1 и. 2).

Центральноафриканская республика

Конфликт в Центральноафриканской республике между правительством и исламскими повстанцами начался в 2012 году.

Самая активная его часть пришлась на 2013 год, а в 2014-м стороны конфликта — к тому времени это уже были исламские и христианские вооруженные группировки — пытались прийти к мирному соглашению на фоне продолжающихся столкновений.

Image caption

Боевик христианского ополчения «Анти-Балака» на защите своей деревни в ЦАР

В январе лидер мусульманских повстанцев Мишель Джотодия, захвативший власть в стране в 2013 году, ушел в отставку из-за обвинений в неспособности обеспечить в стране охрану правопорядка.

В течение всего года в ЦАР происходили стычки мусульманской группировки «Селека» и христианского, точнее — антимусульманского ополчения «Анти-Балака».

Обе стороны действовали с особой жестокостью. Зафиксирован случай каннибализма.

В стране действуют миротворческие контингенты ООН (мандат МИНУСКА предусматривает размещение военного и полицейского компонентов), а также ЕС (силы EUFOR RCA)

В составе европейского контингента сначала были французские и эстонские военные, потом к операции присоединились Испания, Финляндия, Грузия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Польша и Румыния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector