Приложение 8. журнал учета выдачи водителям путевых листов
Содержание:
- Как правильно вести Журнал
- Внесение исправлений в данные путевых листов
- Журнал учета путевых листов: образец заполнения
- Ошибки в путевом листе и отказ в возврате НДС
- Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2019-2020 годах
- Журнал учета путевых листов, образец заполнения
- Журнал учета движения путевых листов
- Законодательная база
- Порядок заполнения – пошаговая инструкция
Как правильно вести Журнал
В настоящее время законодательство не выдвигает каких-либо четких требований относительно ведения Журнала, в связи с чем порядок оформления документа остается на усмотрение предприятия. Ниже представлен алгоритм действий для составления и заполнения Журнала, подготовленный с учетом общих нормативных рекомендаций:
Шаг-1. Выбор формы Журнала
На подготовительном этапе компания принимает решение относительно формы, в соответствие с которой будет составлен Журнал учета движения путевых листов. Фирма вправе:
- использовать унифицированную форму №8, утвержденную постановлением Госкомстата №78 от 28.11.1997 г.;
- модифицирован форму №8, дополнив ее новыми графами и удалив ненужные позиции;
- разработать абсолютно новую форму документа в соответствие с особенностями внутреннего документооборота компании.
Шаг-2. Выбор ответственного лица
Прежде, чем переходить к утверждению формы документа, руководству предприятия следует выбрать сотрудника, который будет заниматься заполнением Журнала. Это может быть работник, чья деятельность непосредственно связана с оформлением путевых листов (диспетчер либо начальник транспортного отдела, один из водителей, т.п.), так и сотрудник другого подразделения (деловод, работник архива, т.п.).
Шаг-3. Отражение порядка заполнения Журнала в учетной политике
После выбора формы Журнала и утверждения ответственного за его ведение лица, данная информация отражается в учетной политике либо в ином документе, который регламентирует внутренний документооборот предприятия (например, Порядок ведения внутреннего документооборота). Данные о порядке ведения Журнала отражается в виде отдельного раздела, с указанием следующей информации:
- дата начала использования Журнала (например, Журнал обязателен для заполнения с 01.01.2020 г.);
- утвержденная форма Журнала (может быть оформлена в качестве приложения к Порядку либо к учетной политике);
- лицо, ответственное за ведение Журнала (должность, структурное подразделение);
- особенности составления Журнала (документ составляется на 1 год, полугодие, квартал, месяц, т.п.);
- порядок заполнения Журнала (срок передачи путевых листов от водителя к диспетчеру, от диспетчера – бухгалтеру).
Шаг-4. Использование Журнала
После вступления в силу учетной политики, Журнал следует вести в утвержденном порядке:
- Ответственный сотрудник (к примеру, диспетчер транспортного отдела) начинает ведение Журнала, а именно подписывает его (указывает период и дату начала ведения) и нумерует страницы.
- Водители ежедневно (еженедельно) заполняют путевые листы, после чего передают их диспетчеру, который, в свою очередь, фиксирует сдачу документов в Журнал. При передаче путевого листа диспетчеру водитель ставит в Журнале свою подпись и текущую дату.
- Получив путевые листы от водителей, диспетчер передает их в бухгалтерию. Факт передачи каждого документа фиксируется подписью бухгалтера и диспетчера, с указанием текущей даты.
- Приняв путевые листы от диспетчера, бухгалтер отражает в учете расходы на списание топлива в соответствие с установленными нормами.
Передача путевых листов диспетчеру, а в последующем – в бухгалтерию, осуществляется в соответствие со сроками, утвержденными в учетной политике. К примеру, водители ООО » Магнат» обязаны передать путевые листы за неделю не позже следующего понедельника. При этом обязанность диспетчера – внести данные в Журнал и передать бухгалтерию путевые листы за отчетный месяц не позже 5-го числа следующего месяца.
Шаг-5. Сшив и хранение Журнала
По окончанию Журнала, документ сшивается и передается в архив для хранения. Срок хранения Журнала в общем порядке составляет 5 лет.
Образец заполнения
Рассмотрим пример. Согласно учетной политике ООО «Флагман», водители ТС передают путевые листы за прошедшую неделю диспетчеру транспортного отдела в срок не позже понедельника следующей недели. Диспетчер передает путевые листы за период с 1-го по 15-е число отчетного месяца в срок до 20-го числа отчетного месяца. Путевые листы отражаются в Журнала движения путевых листов.
Бланк Журнала учета движения путевых листов можно скачать здесь⇒ Журнал учета движения путевых листов.
Внесение исправлений в данные путевых листов
С учетом того что путевые листы не являются ПУД, поскольку не содержат всех необходимых реквизитов для признания их ПУД, а также не являются бланками строгой отчетности, важно знать, как правильно вносить в них исправления. ПУД для списания топлива составляются на основании путевых листов, поэтому вносить исправления в данные путевых листов нужно так же, как в данные ПУД
ПУД для списания топлива составляются на основании путевых листов, поэтому вносить исправления в данные путевых листов нужно так же, как в данные ПУД.
Такой порядок определен, например, для бланков строгой отчетности. Им же целесообразно руководствоваться и при внесении исправлений в ПУД, не являющиеся бланками строгой отчетности, по которым законодательством не определен порядок внесения исправлений. А в нашем случае – и для путевых листов.
Ошибочные записи исправляются методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее.
Ошибочные записи исправляются путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, производит оговорку «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего (п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196).
Журнал учета путевых листов: образец заполнения
Дата выдачи п/л |
Водитель |
Гаражный № ТС |
Примечание |
|||||
водителя в получении п/л |
диспетчера и дата приемки п/л и документов от водителя |
бухгалтера и дата приемки п/л |
||||||
Сергеев Антон Михайлович |
роспись водителя |
подпись диспетчера |
13.01.2017 подпись бухгалтера |
заполняется при особенностях маршрута и т.п. |
||||
Першин Андрей Викторович |
роспись водителя |
подпись диспетчера |
13.01.2017 подпись бухгалтера |
Предприятия и бизнесмены вправе дополнить таблицу графами с разной информацией, которую посчитают необходимой. Так, многие фирмы вносят сведения о маршруте ТС, доставленных грузах, пробеге автомобиля, расходе горючего и др.
Важность этого учетного документа определяется еще и тем, что он является одним из подтверждений работы автотранспорта компании, а, следовательно, и расходов на топливо, позволяющих уменьшить налоговую базу, сократив соответствующие платежи. Помимо этого, журнал, фиксируя выходы водителей на линию и информацию о времени работы, служит основанием для начисления заработной платы водителям компании
Перевозка грузов — это целая индустрия. Особенно таковой она стала в современном мире. Практически каждая организация владеет автотранспортом.
Речь идет не только о компаниях-перевозчиках, чья работа заключается в доставке грузов. Это и компании-курьеры, и компании производящие/продающие продукты питания, бытовую химию и прочее.
Помимо этого у каждой организации есть как минимум один легковой служебный автомобиль.
Учет и контроль расходов топлива и целевого использования авто
Для ведения учета расхода топлива и фиксирования километража (пробега) автомобиля в документооборот вводится путевой лист. В нем указаны все необходимые для этого контроля данные. Его форма имеет утвержденный вид.
Основные различия по типу путевок — это на какой вид транспорта она выдана: грузовой или легковой. Для легковой машины этот документ имеет более упрощенную форму. Это связано с тем, что перевозка грузов может производиться машинами с прицепами. Данные о прицепах также указаны в путевке.
Помимо этого, для тяжелых авто всегда известен конечный пункт (место выгрузки). Он вписывается в при выезде.
В отличие от них, легковушки зачастую меняют и дополняют маршрут оперативно (в период следования). Поэтому данные о передвижении вписываются по мере перемещения (по факту). А это значит, что общий пробег заранее определить нельзя. Стало быть, невозможно предсказать, какой будет расход топлива за день.
Последнее правило действует и для грузовиков. И хотя можно просчитать километраж по карте (навигатору, GPS), но он может быть изменен (увеличен). Это может быть связано с непредвиденными препятствиями на пути следования.
Такими препятствиями могут быть: ремонтно-строительные дорожные работы, дорожно-транспортные происшествия, перекрытия направления сотрудниками дорожной инспекции и прочее.
Значит, расход топлива также может оказаться выше планируемого.
Все данные путевых листов направляются на переработку в бухгалтерию. Для того, чтобы не загромождать бухгалтерскую работу бумагами, в делопроизводство вводится журнал учета путевых листов. Эта книга необходима также для регистрации всех выездов (въездов) машин с территории (на территорию) предприятия. Это позволит избежать несанкционированного (нецелевого) использования транспорта.
Данные журнала
В этой книге допускается ведение записей в свободной форме. Но тем не менее, есть необходимые обязательные упоминания.
А именно:
- Порядковый регистрационный номер;
- Уникальный номер путевки;
-
Дата выдачи;
- Номер госрегистрации авто;
- Госномер прицепа (если есть);
- Время отбытия с предприятия;
- Время возврата на территорию автобазы.
Кроме этого, можно внести данные, о которых говорилось вначале. Это позволит передавать учетчикам только журнал, а не кипу путевок.
Если при создании необходимых граф журнала возникли трудности, можно обратиться к нашим специалистам или воспользоваться ссылками на образцы.
Ошибки в путевом листе и отказ в возврате НДС
Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист
Обращает на себя внимание случай, свидетельствующий об отказе ФНС в признании права ИП на вычет по НДС по той причине, что путевые листы были заполнены некорректно
Речь идет об арбитражном деле № А65-20582/2013. Истец — индивидуальный предприниматель — купил автомобиль у ООО и оформил ряд подтверждающих документов — накладную и акт приема-передачи. Продавец выставил в адрес покупателя счет-фактуру, в котором был указан НДС. Также известно, что ИП оплатил машину за счет кредитных средств.
ИП, осуществив государственную регистрацию машины, подал в ФНС декларацию по НДС, в которой была указана сумма к вычету. Однако налоговики отказали ИП в вычете, посчитав, что машина куплена не для бизнеса, а для личных целей.
Покупатель автомобиля подал иск в арбитраж, намереваясь добиться в судебном порядке аннулирования решения ФНС. Но успехом его попытки не увенчались — суд в 3 инстанциях подтвердил правоту налоговиков.
В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса № 152, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.
Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2019-2020 годах
На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Однако применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.
Но каким бы ни был применяемый владельцем транспорта бланк, он должен содержать обязательные для него реквизиты, его нужно утвердить в качестве используемого и заполнять, следуя рекомендациям приказа Минтранса № 152.
О том, каковы последние изменения, внесенные в этот приказ, читайте в материале «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа».
Наши специалисты на основе унифицированных бланков подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word.
Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете найти в таких статьях, как:
- «Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя»;
- «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
- «Путевой лист грузового автомобиля для ООО»;
- «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
- «Особенности путевого листа на месяц — образец 2019-2020».
Путевой лист — документ, который может иметь самостоятельно разработанную форму, но должен содержать ряд обязательных реквизитов и заполняться в соответствии с законодательно установленными требованиями. Нарушение порядка заполнения может привести к налоговым потерям для владельца транспорта.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Журнал учета путевых листов, образец заполнения
Рассмотрим, как заполнить ЖУ в бюджетном учреждении, на примере. ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» эксплуатирует легковой автомобиль марки «Рено Логан». В январе 2020 года водителю было выписано 3 путевки.
Шаг 1. Заполняем титульную страницу, код ОКПО и наименование организации, указываем период, за который заполняем ЖУ.
Шаг 2. Заполняем табличную часть. Прописываем номер путевки и дату выдачи. Указываем Ф.И.О. (полностью) водителя и его табельный номер. Ставим гаражный номер автомобиля. В примечании указываем пункт назначения и другую информацию.
Шаг 3. Просим подписать ЖУ водителя, диспетчера и бухгалтера. Аналогичным образом отражаем остальные путевки.
После заполнения журнала за месяц (или другой период, установленный в организации) его необходимо пронумеровать и прошить, поставить печать, указать количество листов на оборотной стороне журнала, дату прошивки ЖУ и заверить у руководителя.
Журнал учета движения путевых листов
Все организации, имеющие на балансе транспортные средства, должны вести журнал путевых листов.
Для этого имеется унифицированная форма.
Чтобы не допускать ошибок, прочитайте о правилах заполнения. Если вы являетесь собственником транспортной компании, или же у организации имеется в эксплуатации транспорт, то закон требует обязательного ведения журнала (форма № 8).
Перевозка людей или грузов без такого документа запрещена, собственник может быть оштрафован в соответствии с КоАП РФ. Требования об обязательности ведения этого документа содержатся:
- в ст. 6 “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”;
- “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.
Сама же унифицированная форма утверждена “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте”.
С тех пор бланк не менялся. Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» собрала в удобную табличку все штрафы, которые будут наложены на организацию или должностное лицо за нарушения режима работы водителя.
Скачайте её и распечатайте. Постановление № 78 вводит в действие не только форму №8, но и другие бланки.
К примеру, образцы путевок для разных категорий водителей, от легкового автомобиля, до грузового, спецтехники и пассажирского транспорта. Правила заполнения этих бланков .
Поскольку путевой лист относится к документу строгой отчетности, то его регистрация обязательна.
Законодательная база
Прилагаемый бланк и образец заполнения – это типовая межотраслевая форма №8, которая была принята Постановлением №78 Госкомстата 28 ноября 1997 года. Она долгое время была в ходу, да и сейчас не потеряла своей актуальности.
Однако с 2013 года применение именно такого бланка стало необязательной процедурой. Каждая организация вправе самостоятельно выбирать, какой из форм для отметки выдачи путевых листов она будет пользоваться.
Организация даже может вносить изменения в существующие формы документов для собственного удобства. Главное, чтобы эти действия подтверждались отдельным приказом руководителя с подписью и печатью, а также были отмечены в учетной политики компании.
Если же использовать типовую форму, то такие меры не понадобятся. Кроме того, типовая форма журнала удовлетворяет всем требованиям, которые к ней применяются. Внося изменения в графы, заполняющий рискует столкнуться с ситуацией нарушения трудового или налогового законодательства. По этим и другим причинам форма №8 остается в ходу.
Порядок заполнения – пошаговая инструкция
Законодательством задается официальная унифицированная форма (№8) для ведения журнала учета путевых листов. Она является типичной для всех организаций и предприятий и подразделяется на обложную часть и на таблицы с графами, которые необходимо будет заполнить. В случае возникновения потребности страницы в таком журнале могут быть пронумерованы и подшиты.
На титульном листе такого журнала необходимо отразить полное наименование организации и точную дату начала его использования. Кроме того, в случае возникновения потребности в нем также указываются некоторые реквизиты самой организации.
Журнал учета путевых листов
С обратной стороны он должен быть подписан главным руководителем (генеральным директором) и главным бухгалтером предприятия, также должны стоять мокрые печать. После чего в графах, отражающих информацию за уполномоченных лиц, которые будут вести журнал нужно записать их фамилии с инициалами, а также занимаемые должности. Стоит отметить, что эти лица должны расписаться в нем в знак того, что они ознакомлены с этими положениями.
Сама таблица в журнале состоит из девяти граф:
- Первой идет графа, в которой указан порядковый номер самого путевого листа;
- Во второй графе указана дата, когда он был выдан водителю;
- В третьей прописаны личные данные самого водителя получившего путевой лист;
- В четвертой отражен табельный номер листа;
- В пятой прописан номер гаража и сама марка транспортного средства;
- В шестой должна стоять подпись водителя, говорящая о получении им путевого листа;
- В седьмой отражается подпись диспетчера и дата с указанным временем приема данного путевого листа;
- В восьмой должна стоять подпись бухгалтера и указана дата приема этого листа;
- В девятой графе отражаются все примечания.
В этом журнале в первую очередь нужно указать информацию о всех путевых листах, которые были выданы организацией (необходимо отметить, что при этом их форма не учитывается). Графа содержащая порядковые номера путевых листов должна быть сквозной.
Важно отметить, что на сегодняшний день многие компании практикуют использование собственно разработанного журнала учета путевых листов. Это связанно с тем, что, во-первых, законодательно не запрещается это делать, во-вторых такие журналы, как правило, больше отвечают нуждам компании и соответственно их применение является более эффективным.. Однако, основные положения все равно должны при этом быть указаны иначе он будет признан со стороны закона недействительным
Так что, данные положения нужно учитывать для того чтобы, соблюдались правила, в соответствии с которыми проводится расчет с организацией заказчиком и самим предприятием. Кроме того, они регулируют работу самого водителя и выполняемую им общую работу в целом, впоследствии чего благодаря журналу ему начисляется соответствующая заработная плата
Однако, основные положения все равно должны при этом быть указаны иначе он будет признан со стороны закона недействительным. Так что, данные положения нужно учитывать для того чтобы, соблюдались правила, в соответствии с которыми проводится расчет с организацией заказчиком и самим предприятием. Кроме того, они регулируют работу самого водителя и выполняемую им общую работу в целом, впоследствии чего благодаря журналу ему начисляется соответствующая заработная плата.
Для компании квалифицированность и ответственность уполномоченного лица которое ведет журнал учета является очень важным. Так как, если он заполнялся с допущением грубых ошибок или же в нарушении требований законодательства, то при налоговой проверке он будет признан недействительным, а это автоматически признает, что все расходы на транспортные перевозки были неправомерны. Такую компанию в таком случае ожидает судебное разбирательство и выписка крупных штрафов.
После того как путевой лист и журнал учета были сданы в бухгалтерию то в соответствии с законодательством, они должны быть переведены в архивный отдел и сохранятся там на протяжении пяти лет с момента их сдачи.