Конвенции и соглашения
Содержание:
- О содержании в плену
- Документы, подписанные в 1949 году
- Первый договор
- 1946–1959 годы
- Как судят за нарушения правил ведения войны?
- До Женевских конвенций были какие-то правила ведения войны?
- Люди выдумывают все новые вооружения — для боевых роботов уже есть свои правила?
- Применение
- Общие положения
- Если страна не присоединилась к Женевским конвенциям, это снимает с нее ответственность?
- Разве на реальной войне кто-то соблюдает правила?
- Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
- Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?
О содержании в плену
О взятии в плен
Статьи 5 и 6 рассказывают о правах военнопленных при их захвате в плен, о личных вещах, обмундировании и денежных средствах.
В Конвенции 1949 года были дополнительно внесены изменения, чтобы определить права военнопленных в случае капитуляции, а не только во время боевых действий.
Эвакуация и уведомление
Статьи 7 и 8 регулируют эвакуацию военнопленных из зоны боевых действий, продолжительность дневного марша и уведомление противника через справочные бюро.
Лагеря военнопленных
Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, где содержатся военнопленные, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий, в неблагоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.
Статьи 11, 12 и 13 устанавливают, что рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешают готовить дополнительную пищу, если она доступна и запрещают наказания едой. Военнопленные могут привлекаться для работы на кухне. Должно быть налажено снабжение водой в достаточном количестве, разрешается курение табака. Снабжение одеждой лежит на стороне, которая держит военнопленных, должна быть обеспечена и её починка. Для работ должны быть предусмотрены спецкомбинезоны. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода.
Статьи 14 и 15 обязывают иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.
Статьи 16 и 17 оговаривают свободу оправления религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и поощрение спортивных и иных увлечений в лагере.
Статьи 18 и 19 определяют подчиненность ответственному офицеру, отдание чести и право на знаки различия.
Статьи 20-23 устанавливают денежное содержание, соответствующее званию, обслуживающий персонал из числа военнопленных, соответствующий званию, право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного. Денежное содержание должно быть компенсировано после окончания военных действий содержащей военнопленного стороне той стороной, на службе которой находится военнопленный.
Статья 24 оговаривает право военнопленного пересылать оговоренную часть своих денежных средств родственникам.
Статьи 25 и 26 устанавливают ограничения на транспортировку раненных военнопленных, если это не требуется военной обстановкой. Военнопленные в случае перемещения в новый лагерь должны быть заранее уведомлены, имеют право взять с собой личные вещи и их новый почтовый адрес должен быть своевременно изменен.
Труд военнопленных
Статьями с 27-й по 34-ю устанавливается порядок труда военнопленных. Равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, ответственность государства за работу у частных лиц, недопустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах. Не допускается труд военнопленных на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Труд военнопленного должен быть оплачен по тарифам и определена доля заработка, получаемого наличными.
Внешние связи
Статьями с 35-й по 41-ю оговаривается право военнопленных на получение и отправление писем, доверенностей, завещаний, телеграмм и посылок, порядок и нормы должны быть опубликованы при начале военных действий.
Отношения с властями
Статьи с 42-й по 67-ю описывают отношения военнопленных с органами власти, их право на жалобу на условия содержания, в том числе на незамедлительную жалобу представителям держав-покровительниц. При привлечении военнопленных к суду или ответственности их права и наказание должно определяться предусмотренной ответственностью для военнослужащих пленившей стороны, однако военнопленный не может быть лишен своего звания. Также репатриация военнопленного не может быть задержана в связи с наложенным на него дисциплинарным наказанием, это возможно только при судебном преследовании, о котором должна заблаговременно оповещаться сторона, которой служит военнопленный. Приговор немедленно сообщается державе-покровительнице, в случае смертного приговора он не приводится в действие как минимум 3 месяца после вынесения. Тридцатидневный арест — максимальное по сроку и санкциям дисциплинарное наказание, не может быть продлено и не может следовать одно за другим без минимального трехдневного перерыва.
Документы, подписанные в 1949 году
Необходимость принятия обновленных международно-правовых норм стала очевидной после Второй мировой войны, в ходе которой жертвами стало огромное количество гражданского населения. Именно по этому поводу Швейцарский Федеральный Совет в 1948 году принял решение пригласить представителей 70 стран на международную конференцию. Ее целью было изменение существовавших до этого правил, исходя из опыта прошедшей войны. Приглашение приняли 59 государств и целый ряд международных организаций, в числе которых была и ООН. В качестве наблюдателя здесь присутствовали представители Международного комитета Красного креста.
Конференция состоялась на следующий год. Она началась 21 апреля и завершилась 12 августа. В результате заседаний были выработаны четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите людей, пострадавших в ходе войны:
- о больных и раненых солдатах в сухопутных армиях;
- о гуманном обращении с военнопленными;
- о больных и раненых лицах, потерпевших кораблекрушение, входящих в состав морских вооруженных сил;
- о защите мирного населения во время военных действий.
Первый договор
Постановления, касающиеся миролюбивого отношения к раненым солдатам, стали встречаться уже с XVI века. Правда, это были краткосрочные договоры, и заключались они между конкретными государствами.
Первая Женевская конвенция касалась всех без исключения стран, которые были втянуты в военные конфликты. Этот документ приняли 22 августа 1864 года. Надо сказать, что важную роль в его подготовке сыграл Анри Дюнан, который стал свидетелем нечеловеческих страданий раненых и умирающих солдат австрийской и французской армий после сражения, состоявшегося в 1859 году при Сольферино (Италия). Именно он инициировал создание целого списка правил, касающихся отношения к больным и раненым, а также учреждение обществ, которые бы заботились об оказании медицинской поддержки во время военных действий.
В 1863 году при содействии все того же Анри Дюнана состоялась международная конференция, определившая основы деятельности новой организации под названием Красный крест. Через год по приглашению правительства Швейцарии в Женеве состоялась встреча представителей ведущих европейских стран, продолжавшаяся с 8 по 22 августа. На ней обсуждалась возможность принятия договора о военнослужащих, получивших ранения в ходе военных конфликтов. Итогом этой встречи и стала 1 Женевская конвенция.
В ее основу легла идея оказания покровительства и помощи всем раненым независимо от того, воюют они на стороне союзников или неприятелей. При этом все нуждающиеся в поддержке, а также медицинский персонал должны считаться нейтральными лицами, на чьей бы стороне они ни находились. Это значит, что этих людей нельзя брать в плен или считать таковыми. Кроме того, неприкосновенными должны стать госпитали и их материальная часть, а также лица из числа местных жителей, которые будут помогать раненым.
Первая конвенция к 1867 г. была ратифицирована в 12 странах. США сделали это только в 1882 г. Спустя некоторое время к ней стали присоединяться и другие государства, после чего она стала приобретать всеобщее признание.
1946–1959 годы
1959 год | HTML | |
---|---|---|
Договор об Антарктике | 376 KB | |
Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного агентства по атомной энергии | 52 KB | 67 KB |
1958 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция об открытом море | 542 KB | |
Конвенция о континентальном шельфе | 238 KB | |
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря | 416 KB | |
Образцовые правила арбитражного процесса | 580 KB | |
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне | 1 MB | |
Факультативный протокол подписания, касающийся обязательного разрешения споров | 370 KB | |
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий | 21 KB | |
Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений | 590 KB |
1957 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о гражданстве замужней женщины | 21 KB | 227 KB |
1956 год | HTML | |
---|---|---|
Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством | 32 KB | |
Конвенция о взыскании алиментов за границей | 35 KB | 404 KB |
1955 год | HTML | |
---|---|---|
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными | 92 KB |
1954 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта + Протокол I (См. также Второй протокол) | 3.4 MB | |
Конвенция о статусе апатридов | 59 KB |
1952 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о международном праве опровержения | 28 KB | 422 KB |
Конвенция о политических правах женщин | 14 KB | 133 KB |
1951 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности | 22 KB | |
Конвенция о статусе беженцев | 77 KB | 167 KB |
1950 год | HTML | |
---|---|---|
Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала | 11 KB | 36 KB |
Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев | 28 KB | 15 KB |
1949 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (первая Женевская конвенция) (См. также Протокол I + Протокол II + Протокол III) | 195 KB | |
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (вторая Женевская конвенция) (См. также Протокол I + Протокол II + Протокол III) | 160 KB | |
Женевская конвенция об обращении с военнопленными (третья Женевская конвенция) (См. также Протокол I + Протокол II + Протокол III) | 325 KB | |
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция) (См. также Протокол I + Протокол II + Протокол III) | 351 KB | |
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами | 38 KB | 298 KB |
Статут Административного трибунала Организации Объединенных Наций | 30 KB | 306 KB |
1948 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него | 20 KB | 282 KB |
Протокол, распространяющий международный контроль на лекарственные вещества, не подпадающие под действие Конвенции от 13 июля 1931 года об ограничении производства и регулировании распределения наркотических средств | 22 KB | 190 KB |
1947 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений | 89 KB | 1.1 MB |
Соглашение между Организацией Объединенных Наций и правительством Соединенных Штатов Америки относительно месторасположения Центральных учреждений Объединенных Наций | 60 KB | 771 KB |
1946 год | HTML | |
---|---|---|
Соглашение между Объединенными Нациями и Фондом Карнеги относительно использования помещений Дворца Мира в Гааге | 23 KB | 251 KB |
Соглашение между Объединенными Нациями и Фондом Карнеги о погашении займов | 251 KB | |
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций | 36 KB | 987 KB |
Протокол о внесении изменений в Соглашения, Конвенции и Протоколы о наркотиках, заключенные в Гааге 23 января 1912 года, в Женеве 11 февраля 1925 года, 19 февраля 1925 года и 13 июля 1931 года, в Бангкоке 27 ноября 1931 года и в Женеве 26 июня 1936 года | 43 KB | 557 KB |
Как судят за нарушения правил ведения войны?
Скамья подсудимых во время судебного заседания Международного военного трибунала на Нюрнбергском процессе. 1945 год
В случае, когда государство нарушает международное гуманитарное право, другие страны могут применить к нему меры ответственности. Это могут быть политические заявления, контрмеры и даже санкции — вплоть до полной международной изоляции государства. Такие меры могут быть приняты конкретным государством. И в этом случае мера ответственности зависит от воли каждой из стран. Но Совет Безопасности ООН наделен особым правом принимать решения, которым обязаны следовать все государства. Например, объявить эмбарго на поставку оружия, товаров или технологий. Государства могут передать спор в международный орган — скажем, в Международный суд ООН. Но для этого нужно согласие страны-нарушителя (хотя есть и государства, которые дали свое постоянное согласие на рассмотрение против них дел в МС ООН). Конечно, такую систему сложно назвать идеальной, но в то же время нужно отметить, что нередки и случаи, когда государства добровольно выплачивают компенсации за нарушение норм гуманитарного права.
Кроме государств в целом ответственность несут и конкретные люди. Каждое государство обязалось расследовать случаи нарушения и предавать суду военных преступников.
Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить индивидов (конкретных людей) вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления. Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнбергский процесс. Он не только осудил нацистских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах
И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц. До Нюрнберга их никогда не судили за военные преступления
С начала 1990-х годов Совет Безопасности ООН создал несколько международных трибуналов для суда над военными преступниками. Два ярких примера — Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по Югославии. 17 июля 1998 года был принят Римский статут, учредивший Международный уголовный суд. Статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от трибуналов Международный уголовный суд — постоянно действующий орган. Если государство отказывается предать лицо суду или не может это сделать, дело может быть принято Международным уголовным судом. Отказ осудить преступника не единственное условие принятия дела судом, но ключевое.
Некоторые государства пытаются изъять своих граждан из-под иностранной и международной юрисдикции. Но сделать это становится все сложнее. И если посмотреть на процесс индивидуальной ответственности в ретроспективе, за 30 лет человечество сделало большой шаг. Избежать наказания за военное преступление существенно сложнее, чем прежде. Под международным давлением государства все активнее самостоятельно выявляют и осуждают военных преступников.
Политические спекуляции и общее несовершенство системы международного права всегда будут сопровождать любые дискуссии об ответственности государств или индивидов. Но факт остается фактом — впервые за всю историю человечества риск привлечения к уголовной ответственности за совершение военных преступлений становится фактором, реально влияющим на поведение воюющих.
До Женевских конвенций были какие-то правила ведения войны?
Миниатюра из манускрипта «Conjuration de Catilina» и «Guerre de Jugurtha». Франция, 1420 год
О том, какие методы ведения войны допустимы, а какие нет, люди задумывались с самых древних времен. Древнеиндийские Законы Ману (около II века до н. э.), к примеру, запрещали использовать отравленные стрелы, убивать раненых и сдавшихся в плен. Латеранский собор 1139 года запретил использовать арбалеты, признав их «богомерзким» оружием: пущенная из арбалета стрела пробивала броню рыцаря. В средневековой Европе огнестрельное оружие считалось недостойным. В XIX веке, уже после принятия исторически первой Женевской конвенции, по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация о запрете взрывчатых пуль, ставшая первым документом в современной истории, запретившим конкретный вид вооружений.
В 1899 и 1907 году в ходе Гаагских конференций мира приняли так называемую оговорку Мартенса Федор Федорович Мартенс (1845-1909) — российский юрист и дипломат. Работы Мартенса во многом заложили основу современного международного гуманитарного права.: правило, согласно которому воюющие стороны должны руководствоваться принципами гуманности, человечности и здравого смысла, даже если они не брали на себя соответствующих договорных обязательств.
Люди выдумывают все новые вооружения — для боевых роботов уже есть свои правила?
Человекоподобный робот Atlas, разработанный компанией Boston Dynamics по заказу Министерства обороны США. 2016 год
Правила, существующие сегодня, универсальны. Робот это или автомат Калашникова — требования неизменны: оружие должно быть таким, чтобы те, кто его применяет, могли бы направлять его только на воюющих, военные объекты и не использовать против тех, кто вышел из боя — например, сдался или получил ранение; нельзя использовать вероломство (например, сделать вид, что сдался или ранен, чтобы застать противника врасплох) для захвата человека в плен, ранения или убийства.
Главные вопросы об автономном системном вооружении (такое обозначение точнее, чем «боевые роботы») — в том, как оно должно действовать в случаях, если принимает решение о нападении без участия человека. Кто должен нести ответственность за действия машины? Какие правила необходимы для использования таких машин и необходимы ли? Об этом сейчас много дискутируют, и Россия тоже активно участвует в обсуждениях
Международный Комитет Красного Креста и многие другие организации настаивают, что самое важное — сохранить определенный контроль человека над автономными системами вооружения
Узнать больше о том, как люди разных эпох проявляли милосердие на войне, вы можете из аудиоматериалов, которые мы подготовили совместно с Международным Комитетом Красного Креста.
партнерский материал
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Открытка дня
С русскими пословицамиЭтикет дня
Хорошего дня!Романс дня
Трагические девушки у Островского
Архив
Применение
Данные международные соглашения должны действовать в случае возникновения любых вооруженных столкновений даже тогда, когда одна из противоборствующих сторон не признает своего участия в войне, а также оккупации территорий. Страны, где действует Женевская конвенция, обязаны выявлять и наказывать тех лиц, которые приказывали осуществлять или сами совершали действия, нарушающие пункты этих документов. Таких людей должны судить те государства, на территории которых были совершены преступления. Также трибунал может состояться и в любой другой стране-участнице, ратифицировавшей эти конвенции, если она располагает неопровержимыми доказательствами их вины.
Документы, подписанные в Женеве в 1949 году, вступили в силу через год, 21 октября. Швейцария была первой страной, которая ратифицировала данные соглашения. СССР подписал конвенции только через два года после их вступления в силу.
Общие положения
Статья 1: Делает прямые ссылки на статьи 1, 2 и 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 года, чтобы определить, кто является законными комбатантами и так квалифицировать военнопленных. В дополнение к комбатантам, определенных Гаагскими конвенциями, некоторые гражданские лица также определяются в разделе Конвенции, названном «Применение Конвенции к некоторым классам гражданских лиц».
Статьи 2, 3 и 4: Определяют военнопленных как заключенных державы, которая удерживает их, а не как заключенных того воинского подразделения, которое захватило военнопленных, оговаривают право военнопленных на уважение их личности и чести, оговаривают право женщин на обхождение, соответствующее их полу и не допускают различий в содержании между военнопленными, за исключением содержания военнопленных разных званий в разных условиях.
Статья 4 особо возлагает материальное обеспечение военнопленных на пленившую сторону: «держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании». Положения данной статьи часто замалчиваются в различных исследованиях[каких?], имеющих цель оправдать гибель пленных и их ненадлежащее обеспечение питанием, одеждой, жильем и лечением, тем, что эти затраты не обеспечивались взносами соответствующего государства, в вооруженных силах которого служили плененные в момент пленения[источник не указан 3239 дней].
Если страна не присоединилась к Женевским конвенциям, это снимает с нее ответственность?
Команда минеров, разыскивающих противопехотные мины. Афганистан, 1996 год
На сегодня в мире не осталось признанных государств, которые не присоединились к Женевским конвенциям. Но и сами Женевские конвенции давно получили статус международных обычаев — норм, обязательных для любых, даже вновь созданных государств.
Но не все договоры по международному гуманитарному праву стали обычаями и признаны всеми странами, и поэтому они действуют только между теми государствами, которые их подписали. Например, Оттавская конвенция, запретившая противопехотные мины, действует сегодня в отношении 164 государств, но некоторые крупные державы, включая Россию, США и Китай, не участвуют в этом договоре.
Разве на реальной войне кто-то соблюдает правила?
Немецкие пленные помогают британским раненым солдатам добраться до перевязочного пункта у леса Бернафе во время битвы на Сомме. 1916 год
В своей речи в защиту Тита Анния Милона Цицерон сказал: «Silent enim leges inter arma» — «Молчат законы среди лязга оружия». Очень многие считают, что с помощью права в принципе невозможно регулировать военные действия, потому что цель войны — победа любой ценой. На самом деле все совсем не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество жертв, жестокость методов и средств ведения войны в Первую или Вторую мировую и современные конфликты.
Воюющие стороны не игнорируют требования гуманитарного права. В большинстве армий, к примеру, любое новое оружие проходит экспертизу на соответствие нормам международного гуманитарного права и только после этого ставится на вооружение. В вооруженных силах есть юридические советники, которые следят за соблюдением правил, а во многих армиях связь с такими советниками постоянно поддерживается прямо во время боевой операции.
Это не означает, что система работает идеально: эксцессы случаются. Но это и не означает, что система не работает вовсе. Можно провести аналогию с правилами дорожного движения: их нарушают, но ни у кого не возникает мысли, что они нам не нужны.
Скептическое отношение к международному гуманитарному праву связано еще и с тем, что обычно журналисты пишут о фактах нарушения права, а не о случаях его соблюдения. В науке это называется генерализацией частных случаев: люди узнают о каких-то негативных эпизодах и на этом основании судят о явлении в целом. Этот эффект только усиливается тем, что речь идет о военных конфликтах и информация о нарушениях часто искажается сознательно.
Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления
международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве
с 21 апреля по 12 августа 1949 года
Раздел III.
Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними
Часть I.
Положения, общие для территорий сторон, нходящихся в конфликте, и для оккупированных территорий
Статья 27
Покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.
Женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь, и в частности от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность.
С учетом положений, касающихся состояния здоровья, возраста и пола, состоящая в конфликте сторона, во власти которой находятся покровительствуемые лица, будет со всеми ими обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации, в частности по причинам расы, религии или политических убеждений.
Однако в отношении этих лиц стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие войны.
Статья 28
Присутствие покровительствуемого лица в каких-либо пунктах или районах не может быть использовано для защиты этих мест от военных операций.
Статья 29
Находящаяся в конфликте сторона, во власти которой находятся покровительствуемые лица, ответственна за обращение своих представителей с покровительствуемыми лицами, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.
Статья 30
Покровительствуемым лицам будут даны все возможности обращаться к державам-покровительницам, к Международному комитету Красного Креста, к национальному Обществу Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца) страны, в которой они находятся, а также к любой организации, которая может оказать им помощь.
Власти предоставят этим различным организациям все возможности для этого в пределах, допускаемых военными требованиями или соображениями безопасности.
Помимо посещений делегатов держав-покровительниц и Международного комитета Красного Креста, предусмотренных в статье 143, державы, во власти которых находятся покровительствуемые лица, или оккупирующие державы будут способствовать, насколько это возможно, посещениям покровительствуемых лиц представителями других организаций, целью которых является оказание духовной или материальной помощи покровительствуемым лицам.
Статья 31
Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.
Статья 32
Высокие Договаривающиеся Стороны специально соглашаются о том, что им запрещается принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья и медицинские или научные опыты, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения покровительствуемого лица, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны представителей гражданских или военных властей.
Статья 33
Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора запрещены.
Ограбление воспрещается.
Репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.
Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?
Солдаты «Лейбштандарта СС Адольф Гитлер» в Лихтерфельде. Берлин, 1935 год
Здесь лучше начать с ответа на второй вопрос — про ответственность. За нарушения Женевских конвенций отвечают и те, кто отдавал преступный приказ, и те, кто его сознательно исполнял.
Безусловно, военные, которым отдают преступный приказ, находятся перед тяжелым выбором: нарушить присягу или закон. Чем выше в государстве уважение к праву в целом, тем лучше соблюдается и международное гуманитарное право.
Широко известен пример австралийских летчиков, десятки раз отказавшихся исполнять приказы командования в 2004 году в Ираке: если пилоты сомневались, что атакуют законную цель, они не выпускали ракеты или даже уничтожали уже выпущенные. К слову, это еще одна иллюстрация, что гуманитарное право работает.
Международное гуманитарное право изучают в академиях и на службе. Соответствующие правила внесены в воинские уставы. Во многих странах с этими правилами знакомят не только военных, но и медицинский персонал, военных корреспондентов, а в идеальном случае — каждого школьника.
Но нужно понимать, что гуманитарное право не какая-то хитрая наука. Многие его нормы устроены так, что понятны каждому человеку: убивать пленных, грабить и насиловать плохо. И зачастую людей сдерживают общие представления о добре и зле.